Мать троих детей и дважды лауреат телевизионной премии «ТЭФИ» Татьяна Лазарева вчера модерировала в Казани открытую лекцию, посвященную доверительным отношениям в семье, а потом пообщалась с журналистами. О том, почему в новой школе ее дочери не дают домашних заданий, когда в России «Инстаграм» будет заменен «Русограмом» и как семье оставаться вне политики, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«НЕ ПОТОМУ, ЧТО Я ТАКАЯ ОФИГЕННАЯ…»
Российскую телезвезду 1990–2000-х принимал накануне казанский ДК им. Ленина, где в рамках национального социального проекта «Семейный разговор» прошла открытая лекция, посвященная формированию доверительных отношений в семье и работе с подростками. Участником дискуссии, помимо психолога Альбины Лактионовой, стала мать троих детей и дважды лауреат ТЭФИ, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание» Татьяна Лазарева, приглашенная на встречу в качестве модератора. В Казани программа «Семейный разговор» реализуется при поддержке администрации города и компании AB InBev Efes.
Обсуждали особенности поведения подростков, типы кризисов, с которыми сталкивается ребенок в этом возрасте, подходы в выстраивании коммуникаций с ним, профилактику зависимостей в семьях, а также предлагали пути решения сложных ситуаций — как помочь ребенку пережить неудачи и эмоциональные трудности и справляться со стрессами. Сама Лазарева с удовольствием делилась своим родительским опытом и раздавала советы по воспитанию. Так, в беседе с журналистами уже после встречи она сказала, что никогда не наказывает своих детей. «Не потому, что я такая офигенная, а потому, что это бесполезно. Если что-то совершено, какой смысл наказывать? Нужно предотвращать», — пояснила она.
Здесь же экс-звезда КВН отметила, что некоторое время назад уехала жить в Испанию не из-за политических взглядов (Лазарева и ее супруг Михаил Шац поддерживали ряд протестных акций в Москве, после чего почти исчезли на время с ТВ), а для того, чтобы дать хорошее образование младшей дочери Антонине, чтобы она росла в свободном обществе с собственным мнением. Именно переезд и нынешняя жизнь за рубежом в первую очередь интересовали казанскую прессу. «Мы с Мишей решили, что российская школа не подходит нашему ребенку, они больше свободолюбивые, мы своим поведением приучаем их мыслить, приучаем, что собственное мнение — это очень важно, — говорит Лазарева. — А в школах сейчас собственное мнение никак не присутствует, нас это не устраивает».
«Мы с Мишей решили, что российская школа не подходит нашему ребенку, они больше свободолюбивые, мы своим поведением приучаем их мыслить, приучаем, что собственное мнение — это очень важно, — говорит Лазарева. — А в школах сейчас собственное мнение никак не присутствует, нас это не устраивает» (на фото с дочерью Антониной)
Останавливаясь более подробно на своей жизни на Западе, гостья пояснила, что она не меняла гражданство и продолжает работать в России: «Я нахожусь там как турист. Моя дочь учится в школе, я с ней больше хочу находиться, больше времени проводить, не хочу отправлять ее на полный пансион, как старших детей. Никакой речи о том, как мне было сложно поменять место жительства, не идет. Потому что у меня вся работа в России, я не ассимилировалась в этой стране [Испании] как житель — не плачу налоги, не получаю права, не учу язык. Это просто переезд в какое-то место ради дочери. Сейчас она учится там в школе, а где она потом станет учиться и жить, где я буду жить — уже совершенно другая история. Мы убрали лишнее давление из школы, из среды».
«ВЫХОЛОСТИЛИ ШКОЛУ ТЕМ, ЧТО СЛИШКОМ МНОГО ТРЕБУЮТ ОТ УЧИТЕЛЕЙ, И У НИХ УЖЕ НЕ ОСТАЕТСЯ ЧУВСТВ НА ДЕТЕЙ»
Лазарева сказала, что не читает испанские СМИ, поэтому не может ответить на вопрос, в каком образе предстает там Россия, но добавила, что испанцы сами по себе очень доброжелательные: «В их жизни очень много любви, позитива и, как ни странно, уважения. К себе прежде всего. Когда ты свои личные границы чувствуешь и бережешь, ты также относишься и к другим людям. У нас в стране нет личных границ».
Лауреат ТЭФИ поделилась и некоторыми принципами, по которым работает школа в Испании, где учится ее дочь: «В английской школе, где учится моя дочь, с этого года вообще отменили домашнее задание. Начальная школа у них идет до 6-го класса включительно, но учиться они начинают рано — в пять лет. Они отменили домашнее задание со словами: мы учим, вы не парьтесь — все, что можем, со своей стороны делаем. Мы вас освобождаем от домашнего задания, потому что вы будете с ними гулять, водить их в секции. Это извращение, что ребенок должен сидеть до 9 вечера делать уроки. Видели то видео, где чувак говорит: „Мне 32 года, я еду с работы, буду уроки делать“? Надо всем его показывать, раздавать на флешке».
Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», соответствует ли современное российское образование требованиям, необходимым для развития и воспитания ребенка в XXI веке, Лазарева ответила, что речь не о веке вообще, а о подходе к личности ребенка: «Дело в том, что уважение к личности — это самое первое, что возникает вместе с ребенком. Появляется новый человек — к нему уважение, ты его слушаешь. И это совершенно не происходит в школах». — «Именно в российских школах?» — «Да». Впрочем, она добавила, что все зависит от учителей: «И в наших школах есть прекрасные учителя, к ним ломится народ, чтобы отдать ребенка в первый класс, очередь стоит. А в английской школе априори уважение к ребенку. Уважение! А в Испании еще и любовь. Они и по головам детей гладят, и сюсюкают — прямо на улице и чужих детей. И уважение — то, чего в школах у нас нет. Выхолостили школу тем, что слишком много требуют от учителей, и у них уже не остается чувств на детей в школе, они не железные. А детям нужно много чувств, особенно в начальной школе».
«НАШЕ ГОСУДАРСТВО НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОБОДНЫМИ ЛЮДЬМИ»
Отвечая на вопрос журналистов, как информационное поле влияет на ребенка, Лазарева ответила, что оно давит все больше и больше: «У меня на канале „Проект Лазарева“ есть совершенно потрясающее интервью с педагогом Артемом Соловейчиком. Он сказал такую удивительную фразу, которая мне очень запала: „Давление общества не просто велико, оно безгранично“. Дальше давит все больше и больше. Почему участились случаи стрельбы в школах? Раньше не было соцсетей и тех картинок, под которые ты пытаешься подстроиться: „Смотри, как у всех все хорошо! А я плохой“. И все это на тебя давит. И когда на тебя давит так много, ты взрываешься».
Надо ли в этом свете ограждать детей от гаджетов и социальных сетей? Не надо, уверена Лазарева, отмечая, что это тоже из области понятия «свобода». «Гаджеты? Я могу забирать гаджеты у детей, только если что-то в состоянии предложить взамен. Просто так сказать Антонине: „Тося, положи телефон, выйди из „Инстаграма„…“ Я говорила, конечно, но это не работает. Можно сколько угодно говорить… Потому что это то же, что ты забираешь у него жизнь. Все равно что она скажет: „Мама, ты сейчас с балкона спрыгни“. Ну как это? Это твоя жизнь, а ты это отбираешь».
При этом спикер привела в пример Китай, где запрещены «Инстаграм» и «Фейсбук». «Там информационный детокс. То же, что и у нас было. Моя дочь с трудом пережила три дня, проведенные там. Скоро, собственно, мы сможем проверить это и на своей шкуре, когда вместо „Инстаграма“ будет „Русограм“, — пошутила Лазарева. — Это просто ограничение. Ограничение свобод — неправильно. Но умение жить с этими свободами — другое умение. Мы не умеем с ними жить. Наше государство не справляется со свободными людьми».
Татьяна Лазарева и Михаил Шац зажигают свечу у здания Госдумы РФ, поддержав акцию противников «закона Димы Яковлева»
«С ТЕЛЕВИДЕНИЯ Я ПРОПАЛА НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ»
Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», меняются ли социальные функции семьи в современном обществе, телеведущая ответила отрицательно: «Мне кажется, нет. Ценность семьи всегда была и будет. Это именно то, о чем мы сегодня два часа разговаривали. Семья — место, где ребенку тепло и безопасно». При этом она отметила, что современная российская семья вполне себе может быть вне политики. «Это решение каждой семьи, и никто совершенно не вправе сказать: „Ах, вы голосуете за тех-то и тех-то — вы плохая семья!“ Это как раз право выбора. Честные выборы — честные семьи: это все одинаково. Каждый сам принимает решение. И главное, принимать и уважать этот выбор! Даже в одной семье кто-то будет голосовать за одного, а кто-то — за другого. Уважать! Уважать выбор другого и не забывать, что и у ребенка тоже есть свой выбор. Не в плане голосования, а вообще… Родители должны быть готовы к этому».
Поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» и об отношении современной молодой семьи к детям, которых заводят все реже и позже. «Мы же всегда вращаемся в том кругу, который нас окружает. Возможно, в нашем высокоинтеллектуальном кругу, не обижая при этом другие круги, это становится таким трендом, потому что дети — дикая ответственность, — говорит Лазарева. — И ты понимаешь, что когда тебе 21, у тебя нет денег, голая задница и ты там вся на энтузиазме, конечно, можешь родить ребенка, но что потом-то с ним будет? И с тобой? И это очень страшно».
Гостья ДК им. Ленина сказала, что вряд ли вернется на российское телевидение, пока не изменится политическая ситуация в стране: «С телевидения пропала не по своей воле — в 2011 году я вышла на Болотную площадь и в 2012-м меня из телевизора убрали. Вот уже 7 лет как на федеральное телевидение я не возвращаюсь и вряд ли вернусь, до 2024 года точно (смеется)». Да она и не стремится к этому: «Канал на YouTube, который я делала до последних дней, — вот это мне интересно. Важно уже с возрастом делать то, что тебе интересно. Чем дальше, тем больше. И у меня есть такая возможность, я буду делать его и дальше. Телевидение ли это, шоу-бизнес или YouTube — совершенно неважно, главное, чтобы это было место, где тебе безопасно, и ты можешь говорить все, что ты хочешь. К сожалению, наше телевидение сегодня не такое. Ну подождем. Долго будем жить еще!»