Горячее зимнее расписание обещает пассажирам международный аэропорт «Казань». С 27 октября на его табло — непривычные для казанцев Ла-Романа, Будапешт и Харбин. У путешествующих по России появится возможность прямого перелета в Якутск и — впервые зимой — в Калугу и Череповец. В причинах запуска новых рейсов на фоне разговоров о подорожании авиабилетов разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».
ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДОЙ ВОЗДУХА
Главный казанский авиатранспортный хит ближайших дней — начало регулярных рейсов в Будапешт лоукостера Wizz Air, который приглашает в столицу Венгрии по средам и воскресеньям. Столица РТ стала третьим городом России, куда летает эта авиакомпания: ранее открыты рейсы из Будапешта, Дебрецена и Лондона в Москву и из Будапешта и Лондона в Петербург.
К слову, тем, кто предпочитает авиапутешествия, следует присмотреться к Питеру. «Петербург сейчас получает седьмую степень свободы, и оттуда будет большая разлётка, очень много лоукостеров», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор билетного агентства AVT Азамат Сабиров. Так называемая седьмая свобода воздуха разрешает перевозки между двумя странами без посадки в стране регистрации авиакомпании. Например, немецкий перевозчик может летать между Петербургом и Мадридом. Ожидается, что это вызовет резкий наплыв бюджетных компаний. И здесь в помощь казанцам впервые появившийся в зимнем расписании международного аэропорта «Казань» (МАК) рейс лоукостера «Победа» (в дополнение к «России» и Smartavia).
Мадьярский рейс не единственная зарубежная премьера. Теперь из Казани раз в 14 дней можно прямиком улететь в жаркую Доминикану: 1 ноября Azur air запускает трансатлантический рейс Казань — Ла-Романа (ранее перевозчик начал летать на данном направлении из Москвы и Петербурга). «Нормальный ход для крупных туроператоров, поскольку это направление было востребовано, еще когда туда летала компания „Трансаэро“, — оценил новинку в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „Магазина путешествий Companion SP“ Сергей Пасечник. — Для экзотических зимних вариантов там достаточно хорошая линейка предложений по отелям, ценам. Это не значит, что направление будет обязательно очень успешным и постоянным. Как оно пойдет конкретно из Казани, предсказать непросто, поскольку, конечно, подороже, чем Таиланд или Гоа».
На линии Казань — Дубай в дополнение к регулярке Flydubai и чартерам Azur air, Royal Flight и «Уральских авиалиний» появляется Nordwind Airlines
ПО ЗИМНИМ КУПАЛЬНЫМ КУРОРТАМ ВАРИАНТОВ НЕТ?
«Уральские авиалинии» по воскресеньям намерены раскатывать Харбин. Примем во внимание промежуточную посадку в Екатеринбурге, где и пройдут таможенные и пограничные процедуры — с учетом традиционной критики общественностью работы казанских аэропортовых пограничников такой вариант представляется небезынтересным.
«Это уже не первый случай, когда открываются рейсы в китайском направлении, но что-то не пошло, — напомнил „БИЗНЕС Online“ коммерческий директор бюро туристических услуг „Салават“ Камиль Тарзиманов. — Направление хорошее, но популярное не столько для туристов, сколько для пассажирских перевозок в целом. Конечно, первые три-пять месяцев может быть недобор пассажиров, но, если у авиакомпании есть лишние полмиллиона долларов, которые она может потратить на раскрутку рейса, со временем он может и пойти». Пасечник тоже считает, что ситуация созревает и рано или поздно разовые попытки должны перерасти в поток.
На линии Казань — Дубай в дополнение к регулярке Flydubai и чартерам Azur air, Royal Flight и «Уральских авиалиний» появляется Nordwind Airlines. «Кроме Дубая из зимних купальных курортов вариантов нет, — комментирует новость Тарзиманов. — Фактически некуда летать зимой в доступном временном режиме на морской курорт: если раньше был Египет, то сегодня его нет. Потому, думаю, на данное направление спрос будет. В конце концов, Дубай — это еще и транзитный пункт».
Еще одно новшество сезона — обширная полетная программа в Анталью от «Уральских авиалиний», Royal Flight, Azur air, Pegas Fly и Red Wings. «Раньше зимних чартеров в Анталью были единицы — на новогодние праздники и так далее, а такого, чтобы всю зиму летать, не наблюдалось», — подчеркнул в комментарии «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь МАКа Адель Гатауллин. Но Тарзиманов уверен, что тут туристические компании просчитались и столь массированная чартерная программа вряд ли будет востребована. «Анталья — курорт морской, летний, и зимой на данное направление спроса не будет. Это не первая попытка, и все предыдущие оказались неудачными». Пасечник тоже считает, что причина появления серьезной чартерной программы на весь сезон в Анталью — «вера в лучшее, светлое будущее». «Это оптимистичный прогноз, — говорит он, — а как будет на самом деле… Практика показывает, что каждый год что-то заявляется, но не все выполняется и какие-то вещи снимаются через месяц-два. Впрочем, она демонстрирует, что примерно на 85 процентов расчеты оправдываются».
Также обращает на себя внимание увеличение количества вылетов в Стамбул: к регулярным рейсам Turkish Airlines добавляются чартеры Red Wings. Для зимнего сезона это тоже в новинку.
И пара слов о нереализованном, о чем руководству МАКа, возможно, стоит подумать. По мнению Сабирова, хорошую конкуренцию Турции мог бы составить Кипр: «Зимой я бы добавил такой рейс. Кипр согрет почти до зимы. Сейчас там небывалая температура — до сих пор тепло. Это будет очень популярное направление, тем более у многих там жилье. К тому же стало проще проезжать из греческой части в турецкую. А по цене Кипр и дешевле Турции, и интереснее». Добавим, что такой вариант мог бы заставить задуматься и поглядывающих на Дубай.
Другие международные направления МАКа: Ашхабад, Баку, Бишкек, Гоа, Камрань, Минск, Прага, Пхукет, Санья, Ташкент, Тегеран, Утапао, Фергана, Франкфурт, Худжанд,
«ЦЕНА АВИАБИЛЕТОВ МОГЛА БЫ ВЫРАСТИ, ЕСЛИ БЫ У ЛЮДЕЙ ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ НА АВИАБИЛЕТЫ»
Что касается глубинных российских направлений, то традиционно немало маршрутов предлагает «ЮВТ Аэро»: Калининград, Астрахань, Махачкала, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Пермь, Сургут, Новый Уренгой, Омск, Челябинск, Усинск, Нижневартовск, Томск, Жуковский, Волгоград, Барнаул, Ханты-Мансийск, Красноярск (с промежуточной посадкой в Челябинске или Ханты-Мансийске).
Есть у татарстанской компании и новые направления: Череповец и — впервые зимой — Геленджик. «Там зимой неплохо, — замечает Сабиров. — Возможно, поначалу рейс не будет заполняться, но со временем люди начнут открывать для себя этот город — в Геленджике очень много винотек, санаториев и прочих интересных мест».
Также впервые из Казани начинаются зимние полеты в Калугу («РусЛайн» начал раскатывать данное направление летом) и Якутск («Якутия», вылет по воскресеньям с промежуточной посадкой в Екатеринбурге).
Но не подорвет ли все эти прекрасные планы повышение цен на билеты, разговоры о котором ходили в начале октября? Тогда, по информации «Известий», перевозчики для того, чтобы избежать негативного для кошелька пассажиров сценария, попросили у правительства 30 млрд рублей — дескать, это позволит компенсировать рост цены на топливо.
«У нас стоимость билетов не увеличится, поскольку почти все рейсы субсидируемые, — заверил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор „ЮВТ Аэро“ Петр Трубаев. — Что касается цены на топливо, то в этом году были только обычные сезонные перепады.
«Странно, почему вопрос возник именно сейчас, — отметил источник „БИЗНЕС Online“ в авиатранспортной отрасли. — Во-первых, роста топлива в этом году, в отличие от прошлого, когда его стоимость поднялась резко, процентов на 20, не было — цены на керосин достаточно комфортные. К последствиям роста доллара уже адаптировались. Во-вторых, специфика авиатранспортного рынка такова, что стоимость билетов формируется не от себестоимости, а от того, сколько человек готовы их купить. Поэтому цена могла бы вырасти, если бы у людей появились деньги на авиабилеты, но их нет. Во многом потому авиатранспортный рынок нездоров, но, чтобы он поправился, халявные миллиарды не помогут. Для этого обязательно должно произойти банкротство какой-то крупной авиакомпании. Кажется, ВШЭ подобное даже просчитала. Проблема только в том, что на сегодня ни у одной авиакомпании (кроме „Аэрофлота“) не осталось настолько большой доли, чтобы ее банкротство существенно оздоровило рынок перевозок — для этого должны рухнуть несколько перевозчиков».
Зимнее расписание полетов действует до 28 марта 2020 года.