Среднюю школу №42, что затерялась в зелени дворов на окраине Приволжского района Казани, не сразу найдешь даже с навигатором. Не встретить ее и в списках «элитных», «углубленных» и «экспериментальных». Однако именно среди выпускников данного учебного заведения два действующих министра Татарстана, руководители крупных компаний, депутаты, именитые спортсмены и артисты. О том, как в обычной школе воспитывают необычных людей и с какой целью на днях здесь побывали сразу три известные в Татарстане персоны, — в нашем материале.
КАК МЫ ЖИЛИ, КОГДА НЕ БЫЛО ГАДЖЕТОВ
Символический золотой ключ получила в начале сентября директор МБОУ СОШ №42 Казани Светлана Насыбуллина из рук министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова, директора татарстанского филиала ПАО «МТС» Марата Шакирова и совладельца группы компаний Bulatov Group, вице-президента ассоциации предпринимателей-мусульман России Радика Абдрахманова. Будучи выпускниками этой школы, они минувшим летом сделали альма-матер подарок — на свои средства отремонтировали малый спортивный зал.
«В 2018 году мы с друзьями навестили родные стены, где проучились 10 лет, — с ноткой ностальгии вспомнил Шакиров. — Прошлись по коридорам, заглянули в спортзал, куда на тренировки прибегали прямо в 6 утра, перед уроками… Тогда не было гаджетов, так что всю энергию мы, мальчишки, отдавали спорту».
Абдрахманов отмечает, что уверенность, сила духа и стремление к победе у него самого и его товарищей сформировались именно благодаря спортивным занятиям в родной школе под руководством тренера по вольной борьбе Раиса Шигапова и заслуженного учителя РТ Мудариса Хикматуллина. Кстати, педагог, чей профессиональный стаж превышает 50 лет, преподает в учебном заведении и по сей день.
«Это решение шло от сердца, — поделился с собравшимися на открытии школьниками руководитель республиканского минпромторга. — Я проучился в 42-й школе все 10 лет, много времени проводил с друзьями на борцовском ковре как раз здесь, в малом спортзале. С тех пор прошло немало лет, и, конечно, помещение уже нуждалось в ремонте. Потому этим летом мы решили сделать такой подарок вам, ученикам сегодняшнего дня, — в знак благодарности воспитавшей нас школе и ее замечательным учителям».
Как рассказала директор учебного заведения, в школе, которой уже более 40 лет, есть два спортзала. И если большой удалось отремонтировать за счет бюджетных средств, оборудовав его просторными раздевалками и душевыми, то малый, где занимаются ученики начальных классов, давно требовал замены полов, освещения, обновления стен. При этом нагрузка на малый зал, вопреки названию, большая: только первоклашек в 2019 году набрали 6 параллелей. А всего в школе сегодня учатся 1 200 детей. Микрорайон прирастает все новыми жилыми комплексами, но вот с учебными заведениями в них напряженно. В 42-ю приходят ребята из ЖК «Изумрудный город» и «Светлый», Вишневки, Куюков, и многие остаются после уроков на спортивные секции, кружки, занятия музыкой — словом, внешкольная жизнь кипит ключом.
Символический золотой ключ получила в начале сентября директор МБОУ СОШ №42 Казани Светлана Насыбуллина из рук вице-президента ассоциации предпринимателей-мусульман России Радика Абдрахманова
«Сейчас отсюда даже не хочется уходить, мы получили практически новый спортзал, — не скрывала эмоций Насыбуллина. — Во внеурочное время здесь проводятся занятия по вольной борьбе, гимнастике, с этого года хотим еще и фехтование. Особенно душу греет тот факт, что ремонт сделан по инициативе и на средства наших выпускников, что они откликаются на наши просьбы о помощи, не забывают свою школу, учителей».
Еще один выпускник школы, министр здравоохранения РТ Марат Садыков, обещал помочь с переобустройством в учебном заведении медкабинета. Теперь Светлана Евгеньевна мечтает благоустроить прилегающую к школе территорию, чтобы в микрорайоне появилась полноценная зона отдыха. Для чего хорошо бы, конечно, войти в программу развития парков и скверов Казани. Но и в ожидании этого момента в школе, заверила директор, тоже не собираются сидеть сложа руки: «Все, что вы видите на пришкольном дворе (клумбы, композиции), сделано руками наших детей. Диванчики в коридорах приобрели на деньги, которые ребята заработали сбором макулатуры. Так исподволь мы воспитываем в них понимание, что они хозяева своей жизни и сами в ответе за то, что происходит с ними и вокруг них».
УМЕТЬ ПОДОБРАТЬ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК К ДЕТСКИМ СЕРДЦАМ
По дороге от спортзала до директорского кабинета я пытаюсь узнать у Насыбуллиной, в чем он, секрет другого золотого ключика, который открывает детские сердца и позволяет растить в стенах самой обычной районной школы, которую посещают ребята из семей разного социального уровня, достатка, воспитания, талантливых и успешных людей.
Отвечая на вопросы, директор на бегу ухитряется параллельно выполнять еще множество дел и натренированным учительским оком подмечать любую мелочь — поинтересоваться у пробегающего мимо третьеклашки, отчего «глазки грустные», уточнить у преподавателя математики планы на завтра и о чем-то пошептаться с темноволосым застенчивым подростком.
«Я придерживаюсь принципа „сначала любить, потом учить“, — говорит Светлана Евгеньевна. — Учитель — не профессия, это диагноз. И мне в школе нужны „больные“ профессионалы своего дела. Уверена, что любовь к школьному предмету вырастает из увлечения личностью наставника. Дети всегда чувствуют фальшь и оценят, если ты с ними искренен, вовлечен в их жизнь, открыт. Я директорствую в школе 10-й год, но такая закваска, педагогический принцип „школа — большая семья“ были заложены здесь изначально. Это, конечно, не отменяет проблем, как и в семье, в нашей повседневной жизни случается всякое, но мы их решаем совместно — дети, учителя, папы и мамы. У нас ведь с семьей общая цель — гордиться ребенком, вырастить его счастливым. Поэтому, обращаясь к родителям, мы говорим „ваши наши дети“. Дверь в моем кабинете никогда не закрывается».
«Учитель — не профессия, это диагноз. И мне в школе нужны «больные» профессионалы своего дела. Уверена, что любовь к школьному предмету вырастает из увлечения личностью наставника»
Словно в подтверждение этих слов раздается стук — и в директорский кабинет вплывает куча разноцветных воздушных шариков. «Светла-на Евгеньев-на, ку-да это мож-но по-ло-жить?» — старательно выговаривает кто-то, еще не видимый за шарами.
«Проходи, Ту, познакомься с корреспондентом, скажи, как тебе, нравится учиться в энергетическом классе?» — приглашает смущенного пятиклассника к разговору директор. И Ту охотно рассказывает, как с одноклассниками ходил на чемпионат WorldSkills.
Сегодня 42-ю можно в полном смысле назвать многонациональной школой — здесь учатся ребята, чьи родители переехали в Казань из Азербайджана, Узбекистана, Вьетнама. Иногда мальчишки и девчонки, как Ту, поступают в школу вовсе без знания русского языка, но быстро адаптируются, проявляют способности и интерес к математике, физике, медицине.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В ПРОФЕССИЮ СОВЕРШАЮТСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ»
Все же будет неправильным называть 42-ю самой обычной школой, потому что, по словам нашей собеседницы, это единственное в России муниципальное учреждение среднего образования, где уже с пятого класса ведется предпрофильное обучение. А работа по ранней профориентации стартует вообще с начальной ступени — уже первоклассники участвуют в творческих конкурсах и работают над проектами. На базе школы в течение пяти лет проходит республиканская научно-практическая конференция «Шаги в профессию». На ней интересные проекты презентуют учащиеся Казани и со всего Татарстана, работает секция по обмену опытом в профориентации для учителей и воспитателей детских садов.
«Мы уделяем очень большое внимание ранней профилизации детей, организуем ее в рамках внеурочной деятельности, — поясняет Светлана Евгеньевна. — Уже третий год в школе функционирует медицинский класс, в котором два вузовских преподавателя ведут теорию и практику медицины, а наши учителя уже с пятиклассниками проводят уроки химии и биотехнологии. В энергетическом классе читают лекции преподаватели энергоуниверситета, проходят занятия по 3D-моделированию, плюс в этом году вводим новую компетенцию „электромонтаж“. Ребята, интересующиеся бизнесом и предпринимательством, идут в социально-гуманитарный класс».
Неудивительно, что с таким подходом, сочетающим образовательный и профориентационный компонент, ученица 8-го класса школы №42 Регина Тазова стала финалистом юниорского этапа WorldSkills Russia. Чтобы попасть в национальную сборную, девушка победила во всех отборочных этапах по компетенции «преподавание в младших классах».
«Детям нужно давать как можно больше возможности попробовать себя в разных сферах, — считает директор школы. — Необязательно после медкласса выпускник выберет профессию врача, но он будет знать, как оказывать первую помощь, вести здоровый образ жизни, а учащийся из класса энергетики как минимум сможет легко ремонтировать дома бытовые приборы. Мы не зацикливаемся только на профильных классах, работаем в разных направлениях, будь то тестирование на платформе „Билет в будущее“ и даже дорогостоящие исследования склонностей ребенка по ДНК. В любом случае мы предоставляем детям свободу выбора, помогая сориентироваться в современном, насыщенном информацией и возможностями мире. И когда бывшие ученики возвращаются в родную школу преподавателями, благотворителями, просто добрыми друзьями, это ли не высшая оценка нашего труда?»