Равиль Сафиуллин, совладелец компании, участвующей в реконструкции площади Азатлык в автограде и озера Кабан в Казани, рассказал, почему отказался от личного автомобиля. В своем материале, написанном для «БИЗНЕС Online», он рассуждает о развитии модного общественного транспорта в Челнах как градостроительной идее.
«Теперь иметь свой автомобиль — это неудобно, дорого и совсем не круто»
Убежден, что развитие именно общественного транспорта должно стать градостроительной идеей в Челнах. Для этого нужно сделать акцент на каршеринге, платных парковках, модных трамваях и автобусах, а также сети велосипедных дорожек.
Попробовал услуги каршеринга в Москве. Проехал до нужного места, нажал на кнопку, списалась оплата — и все! Мне не нужно было думать про бензин, налоги, страховку, сервис, ТО, смену резины, мойку, парковку...
Некоторое время назад, будучи в Москве, я попробовал услуги каршеринга — автомобиля напрокат. С помощью приложения прошел несложную регистрацию, получил одобрение, передо мной открылась карта с тысячами машин, которые разбросаны по городу. Подошел к авто, нажал кнопку в телефоне — и я за рулем. Проехал до нужного мне места, вышел, нажал на кнопку, списалась оплата — и все! Мало того что это был Merсedes, доехал, куда мне надо, так еще и заплатил меньше, чем потратил бы на такси. Мне не нужно было думать про бензин, налоги, страховку, сервис, ТО, смену резины, мойку, парковку. И наконец, это же был Merсedes! За пару-тройку сотен рублей можно было сменить свой статус. Тогда мне пришло в голову, что теперь иметь свой автомобиль — это неудобно, дорого и совсем не круто. Шутки ради посчитал, во сколько мне обходился день владения машины, — с учетом разницы покупки в салоне и продажи получилось 900 рублей в сутки! Сам я сознательно отказался от машины несколько лет назад. Перемещаюсь по городу на такси, автобусе, летом на электросамокате, по межгороду пользуюсь услугами сервиса совместных поездок или автобусом.
«Плату за парковки надо увеличивать до тех пор, пока во дворах нЕ появятся свободные места»
Будь я мэром города, первое, что я бы сделал, — ввел бы платные парковки, в том числе и во дворах. Цивилизованное общество ничего лучше не придумало, как вводить плату для регулирования. Принцип такой: вводится плата, которая увеличивается до тех пор, пока не будет оставаться определенного количества свободных мест. Автолюбители справедливо предъявляют: «Сначала постройте нормальные парковки, создайте условия — и мы не будем парковаться на газонах. Мы же платим транспортный налог!» Однако урбанисты выстраивают приоритеты следующим образом: пешеход, велосипедист, общественный транспорт, автомобиль и, наконец, припаркованный автомобиль как самое большое зло. То есть в первую очередь необходимо заниматься тем, что принесет пользу максимальному количеству людей. Маршрутный автобус длиной 12 метров перевозит в среднем 30–35 человек, две машины занимают те же 12 метров, но перевозят людей в 10 раз меньше.
В обществе должна быть некая договоренность: если покупаешь машину, готовься нести расходы за ее хранение без ущемления прав остальных. Я видел припаркованные в центре Казани вдоль министерств автомобили стоимостью сильно за 1,5–2 миллиона с прикрытыми бумажечкой номерами, чтобы не оплачивать 50 рублей за парковку. Вот это я называю «низкая социальная ответственность». Стыдно для столицы!
Нагнетание ситуации со строительством парковок напоминает мне охоту колибри за нектаром. Эта птичка, родственница стрижа, очень любит сладкий нектар цветка, который, в свою очередь, стремится его сохранить. Трагедия в том, что со временем цветок все глубже прячет нектар, а птичке для выживания приходится растить хоботок все длиннее. То же самое с парковками. Сколько их ни строй, количество машин будет расти быстрее. Вот увидите, скорее, чем мы думаем, будет нормой вырубать скверы и парки для размещения автомобилей. Птичка колибри неизбежно исчезнет как эволюционная ошибка, а мы завалим город машинами.
В обществе должна быть некая договоренность: если покупаешь машину, готовься нести расходы за ее хранение без ущемления прав остальных
Помню, когда я еще был автовладельцем лет 6 назад, у меня во дворе всегда было место, куда я мог припарковать машину. И подумать не мог, что сейчас некоторые соседи оставляют свои транспортные средства вдоль основного проспекта за 150–200 метров от дома и это постепенно для них стало нормой. Поверьте, машину придется ставить все дальше и дальше. В минувшую заснеженную зиму мы уже столкнулись с тем, что припаркованные автомобили мешают уборке снега. Пока все пытаются уговорить автовладельцев передвинуть свои машины, снег заваливает оставшийся узкий проезд. Хрупкие медсестры на носилках несут к скорой мужчину с инсультом, им тяжело, ноги утопают в снежной каше. Они падают, капельница выскакивает, остывающая кровь оставляет след на белом снегу, а до скорой далеко. А еще ночь, никого нет, некому помочь… Картина удручающая.
«В трамвае или автобусе пассажир должен чувствовать себя VIP»
Историки урбанизма считают, что общество в своем развитии свернуло не туда, когда по ряду причин стало развивать персональный транспорт, а не общественный. Попробуйте примерить следующие рекламные слоганы автопроизводителей, если бы они говорили про маршрутку или трамвай: «обгоняет мечты», «мощный источник вдохновения», «делает твой мир ярче», «инновационно ваш», «уникальный, как произведение искусства» (последний — мой любимый). Вот, оказывается, почему носятся маршрутки — они пытаются мои мечты обогнать. В нашей же реальности общественный транспорт некрасивый, неудобный, немодный. Кстати, идею перевернуть восприятие маршрутных автобусов реализовали в Англии. Образ двухэтажного красного автобуса — яркий символ страны, а новый дизайн 2007 года — это действительно произведение искусства. Как вам такой разрыв шаблона: зачем мне своя машина, если я на городском автобусе или трамвае езжу как VIP?
Идею перевернуть восприятие маршрутных автобусов реализовали в Англии. Образ двухэтажного красного автобуса — яркий символ страны
Предвосхищая контраргументы типа «это все никогда не окупится» или «люди никогда не смогут много платить за проезд», соглашусь с мнением некоторых урбанистов, которые считают, что общественный транспорт и не должен быть рентабельным, так же как не может быть рентабельной школа или новый парк. Развитие транспортной инфраструктуры — это обязанность государства по созданию комфортных условий развития наших детей.
Равиль Сафиуллин
Фото на анонсе и карта Равиля Сафиуллина
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции