«Не в заработке дело», — отводил подозрения представитель Mastercard в России на церемонии завершения модернизации системы оплаты в казанском метро. В чем отличие казанского «бесконтакта» в метро от нижегородского, каким образом выбрали самую безналичную семью метро столицы РТ и как идет карточная революция в Зеленодольске, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«НАЛИЧНЫЕ — ЭТО БАНКОМАТЫ. А ЧТО ТАКОЕ БАНКОМАТЫ ДЛЯ БАНКОВ? ЭТО БОЛЬШОЙ РАСХОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ»
Вчера в вестибюле станции метро «Дубравная» под шум финиширующих и стартующих поездов объявили о завершении модернизации системы оплаты. Помимо уже имеющихся транспортных карт и автоматических аппаратов для продажи жетонов, которые позволили МУП «Метроэлектротранс» полностью отказаться от касс, все 120 турникетов 11 станций метро теперь принимают бесконтактные банковские карты. Турникеты считывают все устройства с использованием бесконтактной технологии. Для этого годятся браслеты, смартфоны, часы, платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay. Стоимость проезда при такой оплате на два рубля дешевле и составляет 23 рубля — в общем, как по транспортной карте.
«В кулуарах мы даже шутили, что жетончики теперь остаются для гостей города как сувениры, — сказал на церемонии директор по развитию бесконтактных технологий и транспортных проектов Mastercard в России Антон Шигапов. — На самом деле такие проекты очень сложные, требуют больших усилий, внимания к деталям. Здесь много технических моментов».
Бесконтактная оплата и проход через турникет Антона Шигапова (справа) и Рушана Сахбиева были символичными
Всем функционалом новой системы первые пассажиры начали пользоваться еще 10 декабря. Так что бесконтактная оплата и проход через турникет управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушана Сахбиева и Шигапова были символичными. Пассажиры уже во всю прикладывали свои банковские карты к считывателям, пробегали через турникеты, успевая на ходу сказать журналистам, что так удобнее и быстрее.
«Казалось бы, пустяковая вещь, а это то удобство, о котором мы в повседневной жизни не задумываемся, из таких мелочей формируется образ города, — сказал Сахбиев. — Я могу сказать, что многие лучшие города мира мы еще и опережаем в этой части. Теперь пассажиру метро можно не задумываться о том, как пройти, где оплатить, где стоит автомат, где найти кассу. Согласитесь, вроде мелочь, которая отвлекает много времени, особенно если ты гость города. Мы стали на шаг ближе к цивилизации, скажем так».
Переход на бесконтактную оплату — совместный проект МУП «Метроэлектротранс», Сбербанка России, правительства РТ, мэрии Казани и Mastercard. Подрядчиком выступили компании «Инфоматика» и «Лантер». Сумму расходов на модернизацию представители участников проекта назвать затруднились.
«С точки зрения транспорта проект является для нас низкомаржинальным. Но здесь не в заработке дело! Момент в том, что мы приучаем людей пользоваться банковскими продуктами, уходить от наличных, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» Шигапов. — Наличные — это банкоматы. А что такое банкоматы для банков? Это большой расходный элемент, нагрузка на инфраструктуру. Мы понимаем, что карточками с каждым днем мы можем платить все больше и больше. Благодаря совместному запуску мы имеем возможность упростить жизнь пассажиру, чтобы ему не приходилось снимать наличные. Благодаря запуску таких проектов мы надеемся, что расходы на побочную инфраструктуру банка будут снижаться».
К слову, Казань стала вторым городом в России после Нижнего Новгорода, где можно воспользоваться бесконтактной картой на каждом турникете метро.
«Здесь все встроено, единый ридер, не надо к разным местам прикладывать разные карты», — сказал о преимуществах казанских считывателей над нижегородскими руководитель проектов компании «Инфоматика» Линар Насыров, уточнив, что на переоборудование ушло несколько месяцев, а все дальнейшее обслуживание на себя возьмет «Метроэлектротранс».
ХОД КАРТОЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ И ПЛАНЫ ПО БЕЗНАЛУ В АВТОБУСАХ КАЗАНИ
Напомним, что в 2016 году казанский метрополитен стал третьим городом в России после Новосибирска и Санкт-Петербурга, где появилась возможность бесконтактной оплаты на турникетах. Тогда было оборудовано по одному терминалу на каждой станции. С того момента свыше 600 тыс. человек оплатили проезд бесконтактным способом, а в сентябре 2018 года банковскими картами оплачивали уже 15% всех поездок в метро.
Введение бесконтактной оплаты на станциях в 2016 году сопровождалось поиском технологических решений. Универсальный ридер позволил считывать и банковскую, и транспортную карту, и жетоны.
«С тех пор мы смотрели, оттачивали технологию на предмет того, где и какие есть нюансы, где хорошо работает, а где — плохо, как обстоят дела со связью, как проходят транзакции. Все эти моменты мы выверили, проверили, вычистили, отшлифовали наждачкой с мелкой крошкой. Все работает надежно, бесперебойно», — сказал Шигапов.
Сбербанк назвал «самую безналичную» семью казанского метро, которой стали Линар и Лилия Кашаповы
Тут церемония сделала неожиданный поворот — Сбербанк назвал «самую безналичную» семью казанского метро, которой стали Линар и Лилия Кашаповы. С сентября по ноябрь они больше, чем кто-либо, совершили вдвоем 292 поездки в метро, оплатив их бесконтактным способом. «На самом деле мы не ожидали такого новогоднего подарка», — сказала Лилия, уточнив, что в основном это ежедневные поездки на работу и домой. В подарок им не только титул, но и бесплатные поездки на метро в течение следующих 6 месяцев.
Напомним, Сбербанк продвигает в республике проект «Безналичный Татарстан» (в соцсетях #безналичныйтатарстан), включающий и карту жителя Зеленодольска, которую кредитная организация выдает совместно с Ак Барс Банком. В 2016 году планировалось, что карты получат 75,2 тыс. жителей (в целом городе проживают около 100 тыс. человек).
«Конечно, объемы выдачи уже не те, основную часть выдали, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель проектов отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Артур Семашов. — Самая популярная услуга по карте жителя — транспорт. На втором месте — запись к врачу, выписка электронных рецептов и услуги детской молочной кухни. Мы видим, что по структуре оборотов, динамике люди в Зеленодольске пользуются картами где-то на 5–6 процентов больше, чем в Казани».
В столице РТ же валидаторы с бесконтактной системой оплаты появились в этом году и на троллейбусных, трамвайных маршрутах казанского «Метроэлектротранса». Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков ранее заявлял, что в перспективе появится возможность оплаты проезда с помощью банковских карт и в автобусах. По словам Семашова, параметры проекта обсуждаются с перевозчиками, но окончательного решения пока нет.
















