«В Татарстане уже есть школы и детские садики, куда ходят в основном дети мигрантов – дети инофоны. К сожалению, они почти не владеют русским языком, что порождает целый ряд осложнений», – раскрывает часть проблемы действующей миграционной политики учредитель и руководитель некоммерческой организации «Новый век» Лилия Таишева. Какие опасности несет с собой растущая трудовая миграция, как работать с мигрантами и почему общество не должно относиться к ним пренебрежительно, Таишева рассказала в интервью нашему изданию.
«НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО МИГРАЦИЯ – БОЛЬШОЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТ»
– Лилия Ахатовна, насколько остро стоит тема мигрантов для Татарстана и Казани в частности? Есть ли цифры, позволяющие понять, насколько высок интерес мигрантов к республике?
– Согласно официальной статистике, с января по июнь 2018 года в России поставлены на миграционный учет более 8,2 миллиона человек, из них порядка 171 тысячи в Татарстане, и 36,5 тысячи из них указали своей целью пребывания «работу».
Надо понимать, что миграция – большой бизнес-проект с социальными последствиями для всего общества. И задача государства – получая экономическую выгоду, не забывать нивелировать эти последствия. В первую очередь в привлечении дешевой рабочей силы заинтересованы наши предприятия. Сегодня в Республике Татарстан при достаточно высоком уровне занятости – 62 процента, что выше федерального показателя на рынке труда, – 46 тысяч свободных рабочих мест: для нашей экономики есть острая потребность в трудовых ресурсах.
Преимущественно в мигрантах нуждается строительная отрасль. Если изучить статистику, то в среднем по Татарстану на стройках мигранты составляют до 10 процентов. Например, в Москве или Санкт-Петербурге этот показатель может доходить и до 90 процентов! Именно поэтому столицу России давно называют «Москвабад», а Питер – «Питерстан». Я думаю, что вряд ли кому-то хочется, чтобы Казань пошла по этому пути и тоже получила аналогичное название.
– Что нужно сделать, чтобы избежать участи Москвы и Санкт-Петербурга?
– Надо работать с мигрантами. Посмотрите, как на них реагирует общество, как на них пренебрежительно смотрят наши соотечественники. И это будет продолжаться ровно до тех пор, пока мигранты не станут «своими среди своих». Мы должны четко понимать и транслировать, что мигранты, приехав к нам в страну, должны жить по нашим законам, по нашим обычаям, принимать и воспринимать нашу культуру.
То есть адаптация и затем интеграция, это когда человек не пытается выстроить свой маленький мир со своими правилами внутри нашего общества, а становится частью общества. Но это серьезная работа, которая должна начинаться с первых часов пребывания мигранта в республике.
До сих пор некоторые люди уверены, что мигранты приезжают к нам вахтовым методом – полгода поработают и уезжают домой – и что им программы адаптации не нужны, а потому тратить деньги на эти программы не нужно. Но это не так. Я недавно летела рейсом Душанбе – Казань, знаете, кто летел в самолете? Примерно 95 процентов пассажиров – женщины с маленькими детьми. Это говорит о том, что мигранты постепенно ассимилируются в нашей стране. Их надо готовить к нашему обществу, к нашим порядкам, законам, этике поведения, учить языку. Только в таком случае их интеграция в наше общество будет адекватной.
Посмотрите, что случилось, например, в Германии и ряде других стран. Там вопрос с мигрантами – один из самых острых, потому что они тоже долгое время думали, что дешевая рабочая сила – гастрабайтеры – будут уезжать обратно. В связи с этим инвестиций в социальную адаптацию мигрантов не было вообще. Чем это все закончилось? Сами немцы говорят: «Мы потеряли два поколения мигрантов для адаптации и получили анклавы».
– На территории Татарстана уже есть анклавы или другие «кричащие» проблемы миграции?
– Об анклавах я не слышала. Тем не менее в Казани уже есть районы, где в школы и детские садики ходят в основном дети мигрантов. Что естественно порождает проблему – дети мигрантов, так называемые дети-инофоны, далеко не всегда хорошо говорят по-русски, иногда вообще не говорят. А если таких детей большинство, воспитатели, вместо того чтобы готовить детей к школе, пытаются научить их русскому языку. Все это приводит к тому, что все дети в группе развиваются с большим отставанием от общей программы. На этой почве возникает целый комплекс проблем и соответствующее отношение к приезжим.
Это работа чрезвычайно востребована, и, несмотря на то что мы работаем с трудовыми мигрантами, нас просят заняться детьми и женами мигрантов. Надеюсь, мы в ближайшее время найдем под это финансы и начнем работу по адаптации, обучению русскому и татарскому языкам детей мигрантов.
«МЫ ГОТОВЫ ВООРУЖИТЬ КАЖДОГО МИГРАНТА… ИНФОРМАЦИЕЙ!»
– Вы предлагаете работать с мигрантами, как только они приезжают в Татарстан. Но у вас в этом направлении немало конкурентов – фирм, которые «перехватывают» мигрантов, оказывая им посреднические услуги, в основном в оформлении документов…
– К сожалению, далеко не все посредники прозрачно ведут свою деятельность, поэтому нередко происходят случаи, когда мигрант остается без документов, денег и вынужден как-то выживать в новой для себя стране, фактически являясь заложником ситуации. А все из-за того, что он элементарно не получил вовремя нужной информации о том, как и где оформить документы. Таким образом, в стране появляются общества нелегалов с криминальным подтекстом, потому что официально они работать не могут.
В то же время, даже находясь еще у себя на родине, в Таджикистане или Узбекистане, через наше мобильное приложение M-Help можно ознакомиться с перечнем документов, получить пошаговую инструкцию получения патента. Более того, через M-Help можно в режиме онлайн задать любые вопросы юристу. И что самое главное – все это бесплатно и на родном языке – приложение поддерживает 7 языков.
– Получается, что главное оружие мигранта в нашей стране – информация?
– Безусловно. И мы готовы вооружить ей каждого мигранта! Мы работаем не только с мигрантами, которые только приехали, но и с теми, кто уже живет и работает здесь.
Наша модель комплексного подхода к социальной адаптации и интеграции реализуется по четырем направлениям. Первое – центр помощи мигрантов, где они бесплатно и анонимно получают юридическую, медицинскую консультацию и социальное сопровождение. Недавно мы открыли еще одно подразделение в многофункциональном миграционном центре на улице Михаила Миля.
Второе направление – вводные ориентационные курсы. Методический материал для курсов разрабатывался экспертами федерального уровня, лингвистами и прошел через фокус-группы мигрантов, отраслевых экспертов.
Третье направление – приложение M-Help, которое становится уникальным помощником для каждого мигранта ввиду своего широкого функционала, онлайн-доступа к специалистам и безвозмездного доступа. Сейчас ведем переговоры с одним из банков, чтобы прямо в приложении мигранты могли оплачивать патент.
Четвертое направление – социальный патронаж на передвижном центре помощи с кабинетами врача и юриста на базе микроавтобуса. Благодаря этому мобильному пункту мы на постоянной основе проводим встречи с мигрантами на вещевых рынках, торговых центрах, стройках, общежитиях и анализируем информацию о ситуации. Причем мигранты тоже понимают пользу от подобных встреч и теперь перед приездом автобуса собирается очередь.
Мы в Татарстане нашу модель по адаптации трудовых мигрантов формировали и разрабатывали в течение последних десяти лет. И только в этом году наш подход получил распространение по всей России – к нам приезжали представители еще 29 регионов, чтобы перенять наш опыт по работе с мигрантами. И я надеюсь, что это, наконец, станет тем толчком к транслированию наших идей адаптации мигрантов на всю Россию, которого мы так долго ждали.
– Какая у Вас личная мотивация заниматься проблемами мигрантов так глубоко и так масштабно?
– Вы знаете, я благодарна Фонду президентских грантов за то, что он увидел нас на огромном пространстве России, за то, что дал возможность реализовать наши идеи, наш потенциал. Я благодарю за поддержку работы и свою республику и надеюсь, что у нас будут наконец-то предприняты серьезные шаги по выстраиванию программной работы с мигрантами. Пройдя стажировки в крупнейших миграционных странах – США, Германии – и наблюдая за тем, что происходит в последние годы в Европе, в той же Москве и Санкт-Петербурге, я понимаю, что очень важен взвешенный подход к адаптации и интеграции мигрантов. И личная мотивация здесь одна – я хочу, чтобы мои сыновья жили в благополучном и гармоничном обществе.
Партнерский материал. Фото на анонсе предоставлено АБНО «Новый век»