Слухи о грядущих простоях, гуляющие с конца прошлой недели, КАМАЗ накануне частично подтвердил делом КАМАЗ накануне частично подтвердил слухи о грядущих простоях Фото: «БИЗНЕС Online»

«У потребителя высвободилось огромное количество СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

Слухи о грядущих простоях, гуляющие с конца прошлой недели, КАМАЗ накануне частично подтвердил делом. Газета «Вести КАМАЗа» вчера сообщила, что руководство автогиганта утвердило график работы на ноябрь: предприятие частично переходит на четырехдневку, сотрудники будут получать за простой две трети зарплаты. В пятничные дни 16 и 23 ноября приказ коснется главным образом офисных сотрудников и части вспомогательного персонала, а 30 ноября предприятие встанет полностью, включая конвейер. Дальнейшие планы руководства пока неизвестны, но в соцсетях уже расходятся тревожные слухи. «В декабре 9 рабочих дней, в январе и так отпуск, и не дадут работать. В феврале тоже мало — 10 дней», — писал анонимный автор.

Сегодня руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил «БИЗНЕС Online», что, хотя графики на декабрь и январь еще не утверждены, в предварительной редакции они уже сверстаны и вероятность дальнейших простоев как в конце года, так и в начале следующего высока. Если на компанию не упадет внезапно хороший контракт, две трети зарплаты светят работникам без посещения рабочего места в ближайшие месяцы.

Новый кризис подкрался незаметно. Весь 2018 год конвейер автогиганта работал без простоев, то есть спрос был. Конкретно показатель объема продаж КАМАЗ сейчас не комментирует и не озвучивает в связи с изменениями в законодательстве — публикация этих данных расценивается как влияние на стоимость акций. Однако Афанасьев поделился производственной статистикой: за 10 месяцев выпущено чуть больше 30 тыс. грузовиков, что всего на 2–3% уступает прошлогоднему объему. Как известно, КАМАЗ принципиально не работает на склад, а следовательно, все произведенное можно записывать и в проданное.

Но гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в конце октября в телеинтервью давал понять, что пришли трудные времена. «Второе полугодие гораздо хуже, чем первое. Обычно у нас в коммерческом транспорте всегда было наоборот: не очень высокий спрос в первом полугодии, стабильно высокий рост всегда ложился на второе полугодие. В этом году происходит наоборот. Первое полугодие росло. Во втором полугодии рынок сначала стабилизировался, летом, а сегодня определяется небольшой долей при падении. Стало сложнее», — объяснял Когогин.

Падение спроса на грузовики маркетологи КАМАЗа объясняют завершением крупных инфраструктурных проектов в России. «Закончилось строительство автомобильной части Крымского моста, на котором было задействовано много техники, — обозначил Афанасьев, — Закончилась и подготовка к чемпионату мира по футболу, которая оттягивала просто невероятный объем строительной техники. У потребителя высвободилось огромное ее количество, а новых сравнимых инфраструктурных проектов нет. Плюс стагнация на рынке жилищного строительства из-за изменения законодательства о долевом строительстве. Все это привело к тому, что спрос на строительную и дорожную технику существенно снизился».

В соцсетях ходили слухи о том, что и елабужское подразделение  Ford-Sollers ждет остановка 12 декабряФото: Олег Спиридонов

Добавим к сказанному, что отраслевые проблемы отразились и на состоянии местного легкового автопрома. В Набережных Челнах с начала недели остановлен завод Ford-Sollers — он закрыл все заказы на этот год, а работники либо отправлены на завод в «Алабугу», либо заняты ремонтом оборудования. В соцсетях при этом ходили слухи о том, что и елабужское подразделение ждет остановка 12 декабря, однако координатор по связям с общественностью Ford-Sollers Индира Салимгараева заявляла «БИЗНЕС Online», что завод в «Алабуге» работает в штатном режиме и не планирует останавливаться.

Именно озвученное Афанасьевым снижение маржи от реализации каждого автомобиля «Евро-5», по мысли камазовских маркетологов, и отразилось на падении прибыли от продаж в 77,7 раза «Традиционно ввод более высокого экологического класса приводит к росту себестоимости продукции» Фото: president.tatar.ru

«ЕВРО-5» ПОДКОСИЛ ФИНАНСЫ

Беда не приходит одна. Одновременно с падением спроса у КАМАЗа обрушилась рентабельность производства. «БИЗНЕС Online» уже писал по итогам бухгалтерского отчета КАМАЗа за 9 месяцев, что завод получил чистый убыток по РСБУ в 288 млн рублей против прибыли в 3 млрд рублей годом ранее. Прибыль от продаж для КАМАЗа за отчетный период упала аж в 77,7 раза — 5,6 млрд до 72,6 млн рублей. И это при том, что выручка, напротив, выросла на 4,2% до 98,6 млрд рублей.

Сегодня руководитель пресс-службы автогиганта раскрыл негативные факторы подробнее. Нехарактерная ситуация на рынке, о которой говорил Когогин, — первый из них. «Второй фактор влияния именно на показатель прибыли/убытка — это переход на „Евро-5“, — заявил Афанасьев. — Традиционно ввод более высокого экологического класса приводит к росту себестоимости продукции. Это привычная практика, так как переходу на новый класс сопутствуют и удорожание систем нейтрализации, и изменение конструкций с их усилением — целый спектр конструкторских и производственных проблем, решение которых должно отражаться на цене конечного продукта. Однако мы не можем все дополнительные расходы возложить на потребителя и, следовательно, сократили свою маржу — это существенный фактор влияния на показатель прибыли/убытка. Через год-полтора мы оптимизируем производство, и наши поставщики снизят цены, когда мы с новым продуктом выйдем на серию. После этого разница между себестоимостью и ценой продукта выравняется, и мы начнем нормально зарабатывать на „Евро-5“. Картина знакомая, первый год всегда очень сложный — так было и с переходом на „Евро-3“, и на „Евро-4“».

Новый стандарт, напомним, стал обязательным для производства и ввоза автомобилей в Россию с 1 января 2018 года согласно техрегламенту №609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Прогнозы на ближайшую перспективу не внушают оптимизма. Специалисты КАМАЗа ожидают, что рынок либо продолжит стагнировать, либо пойдет вниз Фото: prav.tatarstan.ru

КАМАЗ ЖДЕТ НОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?

Прогнозы на ближайшую перспективу не внушают оптимизма. По словам Афанасьева, специалисты КАМАЗа ожидают, что рынок либо продолжит стагнировать, либо пойдет вниз. Без новых больших строительных проектов в стране, которых пока не просматривается, ситуация не выправится, так как других драйверов роста для спроса на грузовики нет. Надежду автогиганту, как представляется, дают путинские нацпроекты, предусматривающие триллионные вложения в инфраструктуру, но пока планы все еще верстаются.

Дилеры КАМАЗа в нынешних обстоятельствах в большинстве своем отказываются комментировать положение, а если и высказываются, то со словами моральной поддержки. Так, гендиректор АО «РариТЭК Холдинг» Рафаэль Батыршин считает, что проблемы временные и краткосрочные. «Я думаю, на этой ситуации сказывается конец года, и положение на КАМАЗе обязательно выправится, — заявил Батыршин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Были времена и похуже. Все будет хорошо. Сегодня КАМАЗ пользуется спросом, это достойная машина, рынок у нее все равно будет. Это временные трудности, их просто надо перетерпеть. В этом году машины привели в соответствие с „Евро-5“ по экологичности. По классу это самая дешевая российская машина относительно иномарок, и, я думаю, потребитель все равно ее выберет».

Дилеры КАМАЗа в нынешних обстоятельствах в большинстве своем отказываются комментировать положение своего поставщика, а если и высказываются, то исключительно со словами моральной поддержки Дилеры КАМАЗа в нынешних обстоятельствах в большинстве своем отказываются комментировать положение своего поставщика, а если и высказываются, то исключительно со словами моральной поддержки Фото: «БИЗНЕС Online»

Заместитель главного редактора журнала «Рейс» Николай Мордовцев и вовсе не видит никаких проблем, полагая, что по основным направлениям, в частности по реализации новой линейки грузовиков, у КАМАЗа полный порядок. «Динамику мы увидели еще в прошлом году: продажи растут. Шли разговоры о том, что рынок растет, рынок оживает. Это все есть. И если рассматривать ситуацию по определенным сегментам рынка, то я не могу сказать, что КАМАЗ теряет свои позиции. Я не могу назвать точных цифр, но рост самосвалов идет. Таких как камазовские бестселлеры „КАМАЗ-6520“ или „КАМАЗ–65115“ — машины, которые с течением времени получились очень удачными. Они же их постоянно модернизировали, доводили до уровня, и сейчас эти машины воспринимаются очень серьезно всеми конкурентами КАМАЗа, а китайские производители грузовиков просто на них ориентируются. Я не могу назвать точных цифр, но могу уверенно сказать, что продажи этих самосвалов не могут рухнуть».

Семейство седельных тягачей «КАМАЗ-5490» Мордовцев называет особенно удачной машиной, продажи которой растут ежегодно в разы. Спикер не исключает, что есть провалы в других сегментах, но предлагает рассматривать их как временные проблемы. «КАМАЗ просто экономит деньги, он не видит смысла гнать машины на склад. Как, к сожалению, это было у того же самого МАЗа в несколько последних кризисов, когда они производили автомобили и просто забивали ими стоянки. КАМАЗ в данном случае делает все правильно».