В Казани прошел заключительный концерт VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, на котором прозвучали премьеры произведений Александра Чайковского и Игоря Стравинского. Кто играл на скрипке солиста из Вены и как Александр Сладковский уступил дирижерскую палочку — в репортаже «БИЗНЕС Online».
КАК ВЕНСКИЙ СКРИПАЧ РАСКРЫВАЛ СВОИ СЕКРЕТЫ ТАТАРСТАНСКИМ МУЗЫКАНТАМ
Октябрь стал для жителей Казани во многом необычным месяцем — от аномально теплой погоды до громких премьер и высоких музыкальных гостей на уже VIII международном фестивале современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Его основатель, народный артист России, худрук ГСО РТ Александр Сладковский радовал публику такими важными фигурами в мире классической музыки, как композиторы Сергей Слонимский и Алексей Рыбников, а также талантливые солисты Алексей Людевиг, Михаил и Иван Почекины, Анастасия Кобекина и Райнер Хонек. В Казани впервые в мире прозвучали симфония Слонимского «Восхождение и триумф» и сочинение молодого композитора Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она одержала победу на конкурсе «Другое пространство».
В Казани впервые в мире прозвучали симфония Слонимского «Восхождение и триумф» и сочинение молодого композитора Анны Поспеловой Equilibrio
Завершающий вечер не мог быть менее ярким, и программа это подтверждала — «Садовая симфония» Александра Чайковского, концерт для скрипки с оркестром и музыка балета «Петрушка» Игоря Стравинского. Для исполнения концерта Стравинского в Казань приехал знаменитый австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. Это его второй визит в Казань — в 2015 году он гастролировал вместе с Денисом Мацуевым и камерным оркестром «Вена-Берлин», худруком которого он и является.
«Оркестр в хорошей форме. Это молодой оркестр, но его профессиональный уровень очень высок, — поделился Хонек мнением о Государственном симфоническом оркестре РТ с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Программа не самая простая, но на репетициях не возникало проблем, все было очень хорошо». Скрипач не только репетировал с оркестром, но и провел для группы струнных мастер-класс — он поделился секретами венского исполнения 9-й симфонии Антона Брукнера и своим взглядом на отдельные техники и приемы. Присутствовавшая на мастер-классе корреспондент «БИЗНЕС Online» не могла не заметить, насколько хорошо воспринимают уроки музыканты, сами выступавшие на лучших площадках мира. К слову, Сладковский, который считает рост оркестра главным приоритетом в работе, организует подобные воркшопы от лучших музыкантов ведущих оркестров мира постоянно — это его ноу-хау.
СОЮЗ СТРАДИВАРИ И СТРАВИНСКОГО
Нечасто увидишь улыбающихся музыкантов на концертах классической музыки — обычно такой материал требует предельной сосредоточенности, четкости и собранности для виртуозного исполнения даже самых простых произведений. Но «Садовую симфонию» Александра Чайковского нельзя исполнять иначе — настолько она живая, радостная, бьющая энергией и солнцем. Вот и ГСО РТ не мог удержаться от улыбок; да и сам Сладковский сиял и даже пританцовывал во время исполнении симфонии. Чувствовалось, что Сладковский по-настоящему любит исполнять это произведение — оттого и оркестр играет его особенно мастерски, передавая приподнятое настроение зрителям. Симфония написана по заказу оркестра Баварского радио в 2013 году и посвящена дирижеру Марису Янсонсу. В основу произведения положены народный баварский вальс «модорфер» и музыкальный материал из «маленькой оперы» для баса, тенора и ансамбля народных инструментов по сказке А.С. Пушкина «Царь Никита и его сорок дочерей». Поэтому для исполнения «Садовой симфонии» к оркестру присоединился «Креатив-квинтет» — коллектив народных инструментов под управлением Людмилы Потаповой. Они образовали с ГСО РТ стройное созвучие, органично дополняя друг друга. А после исполнения симфонии на сцену неожиданно поднялся сам автор — его появление не было заявлено в программе.
«Концерт для скрипки с оркестром Стравинского играется не так часто. Это красивая и радостная пьеса, жизнерадостная, глубокая. Оркестр выступает в ней не просто как аккомпанемент, он тоже солирует», — рассказывал Хонек, который выступил солистом во втором номере программы. Австрийский музыкант играет на скрипке Страдивари 1725 года — ею владеет Австрийский национальный банк, который передал ее Хонеку как концертмейстеру оркестра Венской филармонии. Скрипка называется ex-Chaconne — на ней играл знаменитый австрийско-венгерский скрипач и композитор Йозеф Иоахим и, по легенде, любил исполнять «Чакону» Баха. И с первыми же нотами стало понятно, что в руках Хонека именно Страдивари — так глубоко, мелодично и объемно она звучит. Но даже самый прекрасный инструмент может стать бревном в руках неумелого музыканта. Мастерство Хонека же не уступало качеству его скрипки: австриец играл легко, словно не напрягаясь, но в то же время так виртуозно, что становилось понятно — за этой легкостью стоят годы упорной работы. Оркестр же поддерживал солиста не менее виртуозно — Сладковский вывел на первый план партию Хонека, чтобы выгодно показать его игру, но при этом не задвинул назад оркестр, дав ему возможность раскрыться в полной мере. «Он хорошо знает свое дело, оркестр очень дисциплинирован. У нас было полное взаимопонимание на репетициях, он чувствовал, чего я хочу, и все было предельно понятно», — отмечал Хонек в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». И это действительно чувствовалось.
Зрителей ждал еще один сюрприз — ГСО РТ исполнил на бис свою визитную карточку, «Стан Тамерлана» Александра Чайковского
«КАСКАДАМИ ДЬЯВОЛЬСКИХ АРПЕДЖИО ВЫВОДИТ ОРКЕСТР ИЗ СЕБЯ»
Фактурно богатая, виртуозная музыка балета «Петрушка» была исполнена в Казани впервые, и это удивительно — неужели никто до сих пор так и не соблазнился на такое шикарное произведение? Но для того, чтобы исполнить столь мастерски написанную музыку, нужно обладать и соответствующим уровнем исполнения, чем как раз и может похвастать ГСО РТ. Сам Стравинский вспоминал: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна».
Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья — коварный Фокусник наделяет кукол Петрушку, Арапа и Балерину человеческими чувствами и страстями. Петрушка влюбляется в Балерину, но она предпочитает глупого, но более нарядного Арапа. В гневе отвергнутый влюбленный ссорится с Арапом, и тот смертельно ранит его. Чтобы успокоить толпу, Фокусник вновь превращает Петрушку в куклу, но тот угрожающе является ему в виде призрака. К слову, в героях балета многие узнавали танцоров, позже исполнивших эти роли: прототипом Петрушки называют Вацлава Нижинского, а Балерины — Тамару Карсавину. Балет «Петрушка» с декорациями Александра Бенуа и хореографией Михаила Фокина произвел фурор на «Русских сезонах» в Париже и утвердил славу Стравинского как выдающегося композитора.
Для Сладковского премьерное исполнение в Казани «Петрушки» тоже стало своеобразным прорывом и новой взятой вершиной — он доказал, что для ГСО РТ нет ничего невозможного. Они справляются и с философией Губайдулиной, и с глубиной Шостаковича, и с экспериментами Слонимского, и вот теперь — с яркой виртуозностью Стравинского. Сладковский точно расставляет акценты, благодаря чему разные сцены балета звучат выразительно, повествующе, красочно. Праздничное гулянье музыканты исполняют с особым душевным подъемом, так что атмосфера веселья наполняет весь зал. Сладковский любуется народными мелодиями в балете, они становятся отдельным важнейшим героем. Тонко чувствующие духовые, чуткие струнные, громоподобные ударные сливаются в единый гимн народному веселью и творчеству.
А после этого зрителей ждал еще один сюрприз — ГСО РТ исполнил на бис свою визитную карточку, «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. И вправду, нельзя было упустить такую возможность, раз композитор находился в зале. Разумеется, публика рукоплескала стоя, как и всегда и везде после «Стана», — а снова вышедшему на сцену Чайковскому Сладковский передал свою палочку, чтобы он сам продирижировал исполнение своего хита. Публика ликовала — и на этой ноте закончилась бесспорно триумфальная очередная Concordia.




























