В Казани продолжается фестиваль «Дорога королевского пирога», организатором которого выступила газета «БИЗНЕС Online». Вслед за инсталляцией «Карнавал нейронных сетей», на один день поселившейся в центре столицы РТ, в галерее современного искусства БИЗON открылась выставка Ивана Горшкова «Дорога королевского пирога». Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на открытии и узнала, почему его творчество отражает современную визуальную культуру и когда куча мусора превращается в искусство.
«ГОРОДУ ХРОНИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ РАЗНООБРАЗИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ»
Улицу Мазита Гафури нельзя назвать центром или хотя бы периферией культурной жизни Казани. Она ассоциируется с меховой фабрикой «Мелита» и развлекательным центром Fun24, по ней спешат на автовокзал или в речной порт. Но сегодня все изменилось — в новой галерее современного искусства БИЗON открылась выставка воронежского художника Ивана Горшкова «Дорога королевского пирога». Об этом красноречиво сообщала инсталляция «Карнавал нейронных сетей», ранее побывавшая в ключевых точках центра Казани.
«Для меня, для Ивана и, я думаю, для всех сегодня очень радостный день. Такой же красивый и яркий, как выставка Ивана, — улыбается куратор выставки Гузель Файзрахманова. — Мы начали обсуждение этого проекта весной, я хотела привезти в Казань как можно больше его металлических скульптур. Но думаю, что в результате нашей деятельности это тоже произойдет. Пока мы представляем выставку „Дорога королевского пирога“. Мне кажется, это крайне успешный проект, и я очень рада, потому что такого рода выставок, встреч с художниками не хватает в Казани. Конечно, есть центр современной культуры „Смена“, но было бы замечательно, если бы таких галерей современного искусства становилось больше». С Файзрахмановой согласен и руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин: «Я очень рад, что в Казани появилось пространство альтернативного искусства, где люди могут это делать. Нашему городу хронически не хватает разнообразия культурной жизни, нового, нестандартного изобразительного искусства, и эта галерея — как раз такое место, где и пространство, и свет, и стены помогают увидеть то, что не влезает в привычные рамки, но имеет право на жизнь». «Действительно важное событие, буквально месяц назад мы открывали здесь новое для города пространство, и оно оказалось очень актуальным. Каждый оценит это по-своему, но важно одно: то, что мы уже видели на улицах города, и то, что здесь расположено, вызывает неподдельный интерес», — подчеркнул начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов.
Тотальная инсталляция, которая состоит из массы разных неожиданных предметов — от скульптур до найденных шапок, садовых гномов, палок, телевизоров, показывающих аниме-мультфильмы, не может не заинтересовать
Действительно, тотальная инсталляция, которая состоит из массы разных неожиданных предметов — от скульптур до найденных шапок, садовых гномов, палок, телевизоров, показывающих аниме-мультфильмы, не может не заинтересовать. Сперва эти разнородные элементы, объединенные в одну композицию, вызывают недоумение, но чем больше вглядываешься в них, тем больше понимаешь, раскрываешь не сразу считанные смыслы, находишь спрятанные отсылки. Вот часть ограды в виде ионической капители — с комьями земли, застрявшими листьями и ветками — соседствует с солнечными очками, раскрашенными кислотно-розовой краской, а вот игрушечный заяц восседает на двух кочергах, словно слон на тонких ногах с картины Сальвадора Дали. Облепленный картинками лиц из интернета комод словно прыгает на батуте надутого чехла от матраса, а рядом с ним мигает лампа, как метроном или секундомер, в розовом конусе, одетом в многослойную «юбку». «Я вижу здесь детское бессознательное и стремление попасть в струю современного искусства, — поделилась впечатлением художница Татьяна Лярсон. — Все довольно гармонично, в то же время и небрежно. У него есть ощущение внутреннего праздника, и он хочет в празднике и ощущении неправильности показать, что свободен».
«Во-первых, это весело. Во-вторых, мне очень нравится, как в живописных работах, коллажах, синтетических инсталляциях сочетается цифровое и аналоговое, то, что мы на самом деле видим на улице. Это действительно похоже на тот визуальный поток, который мы каждый день получаем, потому что он совершенно разнообразный: несуразности в архитектуре, каких-то ситуациях, обрывки новостей, образов. Примерно так наша визуальная культура и выглядит, как это изображено в работах Ивана Горшкова», — считает старший научный сотрудник галереи современного искусства ГМИИ РТ Луиза Низамова. Художник Виталий Скобеев, выставка работ которого открылась в галерее «Хазинэ» неделю назад, признался, что он в восторге: «Мне нравится, что это искусство будоражит сознание людей и подталкивает к каким-то размышлениям, рассуждениям. Я вижу определенный смысл, который рождает во мне параллельные, ассоциативные построения своего внутреннего мира».
Художник Виталий Скобеев, выставка работ которого открылась в галерее «Хазинэ» неделю назад, признался, что он в восторге
«КОГДА ВГЛЯДЫВАЕШЬСЯ, ВИДИШЬ ПАРАДОКСАЛЬНУЮ ГАРМОНИЮ»
Почему именно тотальная инсталляция? Как объясняет сам Горшков, данный формат ему нравится тем, что он выстраивает мир, цельную картину мира: «Вся эта выставка призвана своим многообразием выстроить большую картину моего художественного мира. В центре внимания здесь материал, который присутствует как стихия, как сила природы. Большинство вещей, используемых в инсталляции, — это найденные предметы, реди-мейды. Если мы присмотримся, то увидим множество маленьких персонажей. Конечно, здесь присутствует игра: это что-то или кто-то? Это просто пенек или какой-то персонаж? Здесь все претендует на персонажа и все пестрит взглядами, как будто отовсюду на тебя смотрят, такой эффект „показалось“, как в вечернем или ночном лесу, когда просыпается мифологическое сознание». Эффекта «показалось» Горшков достигает с помощью стикеров, которые он сделал из «фотожаб» — странных, бессмысленных интернет-картинок.
«И это тоже взгляд, но в живописи он выглядит как мазок с подвохом: издали кажется, что это пятно, но со странной рожицей, которая на тебя смотрит. Когда ты подходишь ближе, то немножко вздрагиваешь», — отмечает Горшков. Уравновесить это ощущение беспокойства должны игрушечные фигурки животных: «Однажды я поймал себя на мысли, что игрушечные реалистические животные обладают уникальной, волшебной способностью превращать все в райский сад. Любую поверхность если населить ими, они своей безмятежностью, разноразмерностью, соседством превращают все в такое безмятежное пространство». Это стремление к балансу можно увидеть во всех работах воронежского художника: вот индейцы со странными, деформированными телами словно крепко спят на цветастой домашней прихватке; на другой картине фоновую фотографию морской волны перебивают все те же стикеры, небрежные, словно детские, рисунки и линии; на еще одной работе детские пластиковые наручники, пистолеты, гранаты, дубинки и рации соседствуют с шерстяными нитками, помпонами и карандашными яркими рисунками.
Как художник приходит к таким сочетаниям, как они создаются? Горшков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что у него есть материальная база для этого: «Я стараюсь погрузиться в материал, как в стихию. У себя в мастерской я собираю материальную базу, у меня есть такой „натюрмортный фонд“: гора тряпок, палок, каких-то игрушек, странных вещей, и иногда перебираешь все это, месишь, будто играешь в кубики, солдатиков, строишь из этого... И понимаешь, что некоторые попадают в какие-то неожиданные, интересные сочетания, которые будоражат». При этом художник стремится поместить вещи в неожиданный контекст: например, низкокачественные игрушки вне витрины обнажают свою чудовищную, демоническую сущность.
«Это пространство противоположностей, и здесь есть такой контраст между полным беспорядком и какой-то логикой во всем этом»
«Это пространство противоположностей, и здесь есть такой контраст между полным беспорядком и какой-то логикой во всем этом. Чем тоньше грань в подобных парадоксах, тем интереснее получаются работы, по крайней мере, в моем случае. Здесь эта тонкая грань между какой-то катастрофической аварией, как будто что-то опрокинулось, провалился потолок даже, что-то вывалилось непонятное. Но когда в это вглядываешься, то видишь парадоксальную гармонию», — считает Горшков. Ее увидел и художник, один из основателей «Смены» Ильгизар Хасанов: «Тут без-образие, то есть отсутствие образа. Но на самом деле хаос — это высочайший порядок, потому что беспорядка быть не может. Как вещи ни раскидай, это какой-то большой порядок, которого ты, может, просто не видишь, не воспринимаешь». К такому восприятию оказались готовы не все — среди гостей выставки были и те, кто не понял такого искусства.
«Удивляюсь людям, которые говорят: „Не, нам это непонятно и не надо“, — продолжает Хасанов. — Так вам ничего не надо, проесть свои 70 лет, а потом завернуться в простынь и ползти. Это тоже красиво, просто это другая красота. Когда ты войдешь в этот мир, начнешь в нем ориентироваться, ты увидишь, что эта красота отличается от другого автора, который с этими же материалами работает. Говорить, что это так, а это не так, тут просто нереально. Хочется сказать: „Вот я все это разберу, вынесу, дам тебе, собери заново здесь какой-нибудь свой вариант этой жизни“». У Низамовой тоже есть встречный вопрос к критикам современного искусства: «Понятно ли им на самом деле классическое искусство?»
«Оно абсолютно непонятно. Оно понятно лишь с визуальной точки зрения: да, тут елка, тут женщина, ангелочек, корыто. От принципа мимезиса — подражания — отказываются уже импрессионисты и символисты в конце XIX века, — напоминает научный сотрудник ГСИ. — Символическое, иконографическое значение классических картин — этому историки учатся пять лет. Современное искусство давно отпочковалось от дизайна. На вопросы, почему искусство некрасивое, можно отвечать: „Идите в дизайн“. Красивая часть искусства осталась в дизайне. Просто искусство расширило круг вопросов, которые оно задает: теперь это не только отношения с Богом, размышления о морали, мифологические сюжеты, в один момент художники присвоили искусству социальную, политическую функцию. Оно навсегда изменилось на стыке XIX–XX веков, и с мусором работал уже Курт Швиттерс в 1920-е годы, то есть почти сто лет назад. Когда художники задались вопросом „Будет ли искусством то, что я привезу в музей и выставлю?“, средства расширились, они не стали ограничиваться только холстом и маслом».
«ЭТА ВЫСТАВКА КАК ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА»
Напомним, фестиваль «Дорога королевского пирога» открылся 6 августа — весь день в ключевых общественных пространствах Казани поочередно экспонировалась инсталляция Горшкова «Карнавал нейронных сетей». «Это что за чудо? Это заяц с головами и ногами? Это мозги сносит!» — такие фразы можно было услышать у Казанского кремля, на улице Баумана и на набережной Кабана. Изображения на ткани надувных скульптур были созданы нейросетями: Горшков загрузил в программы Image to Image и Deep Dream десятки изображений, найденных по тегу «энергия», и получил сюрреалистические соединения молний, взрывов, индукционных схем и извержений вулканов.
6 и 7 августа в центре современной культуры «Смена» прошел цикл творческих мастер-классов Горшкова «Магма тайн». Инсталляция «Утопия драконов», созданная его участниками, тоже стала частью выставки. Интересно, что на занятия пришли не только художники, но и школьники, студенты факультета дизайна и начинающие режиссеры. Все они почти в один голос заявили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что решили пойти на мастер-класс для расширения кругозора и ради нового опыта и вполне его получили. Они почувствовали ту свободу, с которой творит Горшков, научились бороться со страхами неудачи и неприятия и получили ту дозу творческого вдохновения, которая поможет в любом деле: будь то создание похожих инсталляций или съемка фильма. «Эта выставка как глоток свежего воздуха. Я подумала, что мастер-класс совершенно нельзя пропустить, потому что, мало того что это современное искусство, с которым немногие знакомы, это еще и возможность получить опыт и услышать истории из жизни художника. Мероприятие оказалось очень крутым, и надеюсь, что таких событий будет больше в Казани», — говорит студентка Луиза Хабибуллина.
Завершится фестиваль «Дорога королевского пирога» круглым столом в редакции «БИЗНЕС Online», на котором художники и искусствоведы обсудят тему «Искусство в городе XXI века. Дух прошлого и постиндустриальные тренды». Выставку можно будет увидеть в галерее БИЗON до 23 сентября.















































