«На ум приходят разные аналогии, например, про гигантских динозавров и маленьких млекопитающих...» — так вчера предправления Акибанка Ильдар Галяутдинов ответил журналистам о консолидации банковского сектора России. Пресс-конференция по итогам деятельности Акибанка в 2017 году пошла по непривычному руслу, завершившись мозговым штурмом журналистов на название первого в Татарстане официального банковского Telegram-канала.
ПРИБЫЛЬ УВЕЛИЧИЛАСЬ, АКТИВЫ ВЫРОСЛИ
Вчера в офисе казанского филиала ПАО «АКИБАНК» состоялась пресс-конференция его председателя правления Ильдара Галяутдинова. Предварительно журналисты получили пресс-релиз, где были обнародованы итоги работы финансового учреждения в 2017 году. Согласно пресс-релизу, прошедший год для АКИБАНКа, которому в этом году исполняется 25 лет, оказался успешным. Прибыль увеличилась на 7% до 140 млн рублей. Собственные средства банка достигли 4,8 млрд рублей (+ 500 млн рублей). За 2017 год активы банка увеличились более чем на 8% и достигли 25,3 млрд рублей. По этому показателю банк находится на 146-м месте по России и на 6-м месте по Татарстану. Объем привлеченных средств, в свою очередь, вырос на 8% до 20,5 млрд рублей, в том числе обязательства перед физлицами — до 13,5 млрд рублей.
Кредитный портфель банка вырос на 13% до более 19 млрд рублей. 90% кредитного портфеля приходится на юрлиц, остальное — розничные кредиты. Сектор малого и среднего бизнеса представлен в структуре корпоративного кредитного портфеля 63%. Отраслевая структура корпоративного кредитного портфеля банка представлена сегодня сельским хозяйством — 5%, промышленностью — 36%, торговлей — 22% и строительством — 23%. Уровень просроченной задолженности зафиксирован на уровне 4%.
Согласно отчету, доля портфеля кредитов юридических лиц в АКИБАНКе на сегодняшний день составляет 90%. Оставшаяся часть — розничные кредиты.
На сегодняшний день филиальная сеть обслуживает 5,5 тыс. клиентов, из которых 3,9 тыс. — юридические лица и более 1,5 тыс. — индивидуальные предприниматели. Также в банке обслуживаются 160 тыс. физлиц.
«По итогам года мы на 7,5 процентов увеличили прибыль, нарастили капитал банка на 500 миллионов рублей»
«У НАС ЛЮБЯТ ДУТЬ НА ВОДУ, ОСОБЕННО В СВЯЗИ С УСИЛЕНИЕМ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА»
Зная, что журналисты уже познакомились с этими цифрами, Галяутдинов сразу же предложил им перейти в сессии вопросов-ответов. «Наше время лимитировано», — пояснил он, показав на часы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» воспользовался предложением и задал один из самых для банка болезненных вопросов, попросив объяснить снижение его долгосрочного рейтинга.
Напомним, что 22 января Moody's понизило долгосрочные рейтинги АКИБАНКа с B3 до Caa1. Прогноз был изменен со «стабильного» на «негативный». Следом, 2 февраля, кредитный рейтинг банка снизило и отечественное агентство «Эксперт РА» — с ruBB+ до ruB+ с негативным прогнозом. Агентства объяснили свои решения приостановкой лицензии СГ «АСКО» (до 01.12.2017 года подконтрольная банку и его акционерам компания), что, по их мнению, способно привести к росту надзорных и регулятивных рисков в отношении кредитной организации со стороны Банка России. Также эксперты отмечают недостаточно эффективное размещение свободной ликвидности — за 2017 год, доля низкодоходных активов, представленных средствами, размещенными в ЦБ РФ, выросла с 19% активов до 30,1% на 01.01.2018.
Сразу же после пересмотра рейтинга Moody's руководство АКИБАНКа обнародовало официальную позицию, в которой выразило свое разочарование его решением и предположило, что рейтинг банка будет пересмотрен после опубликования годовой отчетности кредитной организации.
«По итогам года мы на 7,5 процентов увеличили прибыль, нарастили капитал банка на 500 миллионов рублей. В структуре наших активов появились такие высоколиквидные активы, как депозиты ЦБ РФ и высоколиквидные ценные бумаги. У банка очень большой запас по нормативам, — напомнил Галяутдинов, отвечая на просьбу прокомментировать решение рейтинговых агентств. — У нас любят дуть на воду, особенно в связи с усилением госрегулирования банковского сектора, не вникая в то, как на самом деле обстоят дела. На всякий случай себя обезопасить».
По словам руководителя банка, эксперты рейтингового агентства не приезжали в Татарстан и не встречались с представителями банка, которые могли бы разъяснить все сомнительные места в отчетности. «Они не изучали положение дел, а просто вынесли такое решение», — удивился Галяутдинов.
Отметим, что рейтинговые агентства признают, что у АКИБАНКа действительно высокий уровень нормативов достаточности капитала (Н1.0=20,1%, Н1.2=18% на 01.01.2018), а также высокие значения нормативов краткосрочной ликвидности (Н2=122,5%, Н3=132,8%) и низкий уровень принимаемых валютных рисков (открытая валютная позиция по всем валютам составила около 0,1% капитала на 01.01.2018). Кроме того, у АКИБАНКа хороший уровень покрытия чистыми процентными и комиссионными доходами расходов на обеспечение деятельности (147,1% за четвертый квартал 2017 года).
Претензии рейтинговых агентств на низкую рентабельность активов Галяутдинов объяснил тем, что АКИБАНК ведет очень осторожную кредитную политику. Тем более что спрос на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса падает. По его словам, на рынке существует высокая степень неопределенности. «Институциональная среда пока становится только хуже. В этих условиях многие предприятия в условиях сжатия спроса не предполагают увеличение объемов производства своей собственной продукции, — объяснил он. — На сегодня проблема в том, что нет отраслей, куда можно было бы идти и которые в течение 3–5 ближайших лет могли бы показывать положительную динамику. С нашей точки зрения, конечно». Именно поэтому банк и вынужден свободные средства размещать на депозитах в ЦБ РФ.
«А как же программы льготного кредитования, которые предлагают МСП Банк и различные фонды?» — удивились журналисты.
«Для роста спроса на кредиты должны быть какие-то драйверы. Пока мы не наблюдаем у предпринимателей каких-то планов по строительству новых объектов или по расширению действующих. Разве что в строительстве жилья есть некое оживление. Это тоже потенциальный пузырь, который через какое-то время может лопнуть. Кто вовремя вышел — тот успел», — отметил печально Галяутдинов.
«РОССИЯНЕ НАЧАЛИ ЗАЛЕЗАТЬ В СВОИ КУБЫШКИ»
По мнению руководителя АКИБАНКа, потенциал развития банковского сектора зависит от роста доходов населения, «которого пока нет, но мы очень надеемся, что он будет».
— Если у человека нет источников доходов...Вы же соседу, который не вернет денег, их не одолжите? — спросил он.
— Так какие драйверы роста вы видите для себя в 2018 году? — спросили у Галяутдинова.
— Аналитики говорят, что драйвером будет рост кредитования физлиц. Это связано с тем, что модель поведения населения России сейчас меняется. В январе 2018 года впервые за много лет произошел отток вкладов населения из банковской системы — на 450 миллиардов рублей. Это очень большая цифра, которая свидетельствует о том, что население от сбережения переходит к потреблению. Россияне начали залезать в свои кубышки, чтобы решать первоочередные проблемы. С этим же связан и рост кредитования: люди берут кредиты для удовлетворения первоочередных потребностей. Та же ипотека: люди приобретают жилье, чтобы сдавать его в аренду, чтобы покупать вещи первой необходимости. Тем более что стоимость кредитов сейчас снижается, хотя продолжает оставаться достаточно высокой в силу того, что ЦБ РФ осуществляет жесткую кредитно-денежную политику», — отметил Галяутдинов.
«ОНИ БЕРУТ ВСЕ РИСКИ НА СЕБЯ. МЫ ЛИШЬ ОФОРМЛЯЕМ, ВЫДАЕМ ПЕРВИЧНЫЕ КРЕДИТЫ»
Его спросили о последствиях перехода от долевого участия на проектное финансирование строительства жилья.
«Технология проектного финансирования сама по себе понятна, снижает риски банков и застройщиков. Однако те изменения, которые были внесены в нормативные акты — ведение эскроу-счетов (специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств — прим. ред.), требования, которые предъявляются к застройщикам, связанные с размером их капитала, — здесь момент спорный, к чему это приведет», — сказал Галяутдинов.
По его мнению, это приведет к тому, что на строительном рынке останутся только крупные компании, у застройщиков будут расти издержки, количество вводимого жилья уменьшиться, а цены на него вырастут. «Что будет делать регулятор в этой ситуации, будет ли он вносить коррективы и какие — посмотрим», — добавил он.
По словам Галяутдинова, к теме ипотечных кредитов АКИБАНК подходит тоже очень взвешенно, по сути, выступая в основном агентом по продаже услуг АИЖК. «Они берут все риски на себя. Мы лишь оформляем, выдаем первичные кредиты. У себя на балансе мы ипотечные кредиты стараемся долго не держать. Четыре года подряд падают доходы населения России — это в любом случае риск, который на этом рынке формируется?» — объяснил свою политику Галяутдинов.
По словам Галяутдинова, к теме ипотечных кредитов АКИБАНК подходит очень взвешенно, по сути, выступая в основном агентом по продаже услуг АИЖК
«10 ЛЕТ НАЗАД «ШВЕЙЦАРСКИЙ БАНК» ЗВУЧАЛО БЫ ЛУЧШЕ»
Видя, что дискуссия постепенно выдыхается, представители пресс-службы банка сообщили журналистам о том, что с сегодняшнего дня АКИБАНК запускает свой Telegram-канал, где будет не только освещаться деятельность банка, но и всего банковского сектора Татарстана. В нем также будут публиковаться новости российского банковского сектора, различные лайфхаки и информация об интересных событиях. «Мы бы хотели вам предложить прямо сейчас сгенерировать название для этого Telegram-канала, как мы понимаем, первого подобного рода канала в татарстанском банковском сообществе», — сказала представитель пресс-службы банка.
Предложение было воспринято журналистами как шутка: это что — конкурс какой-то? А призы будут? Что получит победитель?
— Только не что-то типа «Татбанкир» — слишком много негатива к этому словосочетанию сейчас. Вам скорее подойдет что-то типа «Швейцарский банк» — по крайней мере, вы себя на рынке ведете так осторожно, даже предпочитаете деньги размещать в Банке России — надежно, но малодоходно, — попытался «подколоть» представителей пресс-службы банка корреспондент «БИЗНЕС Online».
— Мы свой аппетит к риску определяем исходя из существующей институциональной среды. И я думаю, что это правильно, — парировал председатель правления АКИБАНКа. — Мы в первую очередь отвечаем за средства наших вкладчиков, за средства предприятий, которые они доверили нам. С другой стороны, без рисков невозможно вести бизнес. Просто приходится все детально анализировать.
— «Швейцарский банк» — хорошее сравнение, звучит как комплимент, — поддержал коллегу журналист другого издания.
— 10 лет назад звучало бы лучше, — с улыбкой отметил Галяутдинов, имея в виду то, что швейцарские банки под давлением властей США отказались от своей многовековой визитной карточки — безусловной тайны банковских вкладов.
«НА УМ ПРИХОДЯТ РАЗНЫЕ АНАЛОГИИ, НАПРИМЕР, ПРО ГИГАНТСКИХ ДИНОЗАВРОВ И МАЛЕНЬКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ...»
Пока представители пресс-службы банка собирали у журналистов листочки с предлагаемыми названиями Telegram-канала, корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у Галяутдинова, что он думает по поводу того, что, согласно официальным данным, уже 70% всего банковского сектора России приходится на банки с госучастием.
— Такое ощущение, что ЦБ РФ реализует давно озвученный экспертами план по зачистке банковского рынка после которого останется пять государственных мегабанков. В этой парадигме есть ли какая-то рыночная ниша, убежище, для таких классических региональных банков, как ваш? — спросил он председателя правления АКИБАНКа.
— Россия — страна крайностей. За 25 лет существования АКИБАНКа чего только мы не слышали, кого только мы не переживали! Поэтому поживем — увидим. Во всяком случае, за первые два месяца 2018 года мы заработали столько же прибыли, сколько за пять месяцев прошлого года. Как дальше будет складываться ситуация — сложно сказать. На ум приходят разные аналогии, например, про гигантских динозавров и маленьких млекопитающих...
— Ждете, когда астероид упадет и динозавры вымрут? — не удержался корреспондент.
— На Россию астероиды только на моем веку уже несколько раз падали, — под общий смех закончил пресс-конференцию Галяутдинов.
Когда журналисты добрались до редакций, им сообщили, что Telegram-канал АКИБАНКа зарегистрирован под именем «Швейцарский банк». Ну что ж, остается пожелать, чтобы названный в шутку канал сумел стать нешуточным источником оперативной финансовой информации. Это будет непросто.