В Большом зале Московской консерватории 23 февраля состоялся столичный дебют Аиды Гарифуллиной. Молодая певица, за последние три года завоевавшая победу в конкурсе Пласидо Доминго Operalia, статус солистки Венской государственной оперы и звание заслуженной артистки РТ, готовилась к этому важному событию очень серьезно. Тщательно была подобрана не только программа, но и роскошные наряды Аиды: никто не сможет поспорить с тем, что она блистала на одной из главных российских сцен.
«КВИНТЭССЕНЦИЯ ОБЕЗОРУЖИВАЮЩЕЙ ВОСТОЧНОЙ ПРЕЛЕСТИ И КОВАРСТВА»
Первое московское выступление певицы, засветившейся в дуэтах с Филиппом Киркоровым, Димой Биланом, Андреа Бочелли, обладательницы Первой национальной премии (учрежденной целым сонмом отечественных продюсеров) не собрало в зале селебритис. Хотя рекламная кампания была развернута нешуточная, накануне концерта артистка даже побывала в вечернем шоу Ивана Урганта и записала для него пару рингтонов. На самом концерте камер было не меньше, чем в телестудии: трансляцию вели телеканал «Культура» и радио «Орфей». Выступление среди прочего проходило в поддержку дебютного альбома певицы под кратким и звучным названием Aida (релиз вышел в начале февраля на лейбле Decca Classics), все желающие могли приобрети его в фойе и в конце вечера получить автограф казанской красавицы.
Программа вечера была составлена со вкусом. В первом отделении — славянские композиторы, во втором — европейская классика, в пару к популярным ариям были подобраны менее расхожие романсы и песни, что, несомненно, добавило концерту изящества. Чутким аккомпаниатором и ярким солистом показал себя Госоркестр имени Светланова во главе с немецким дирижером Йохеном Ридером, представленным в программе как постоянный концертный партнер Йонаса Кауфмана, Вальтрауд Майер, Нины Штемме и многих других. Однако маэстро может не только чутко подстраиваться под запросы звездных солистов. Под его управлением оркестр блестяще открыл концерт увертюрой к «Руслану и Людмиле» Глинки. Пусть деревянные духовые не всегда успевали друг за другом в хитроумной гонке, но начало было положено впечатляющее.
Для своего первого выхода Аида Гарифуллина выбрала арию Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова — квинтэссенцию обезоруживающей восточной прелести и коварства, идеально соответствующую образу самой певицы. Так томно опускать скромный взор — целая наука, и ей Аида владеет в совершенстве, чего пока не скажешь о ее вокальной манере — очень аккуратной, но лишенной свободы. То, что регулярно пишут о трудолюбии певицы, не пустые слова; она старательна, как прилежная ученица, видно, что каждый такт застрахован часами репетиций.
ОРИЕНТАЛЬНАЯ ТЕМА
Приятным сюрпризом стала ее прекрасная дикция, позволившая даже тем, кто не знает либретто, разобрать, что «бирюзовые стрекозы лобзают пышные листы» (обычно этот текст тонет в руладах). Однако на столь ожидаемое кульминационное «фа» в последнем куплете Аида не решилась, и позднее стало ясно почему: колоратурный репертуар соответствует природе ее голоса, но не обеспечен уверенными верхами.
Ориентальную тему продолжил «восточный» романс Римского-Корсакова «Пленившись розой, соловей», в котором лирическое сопрано певицы чувствовало себя более свободно. Другую изящную пару составили ария из «Русалки» и песня из «Цыганских мелодий» Дворжака. И вроде бы знаменитый припев арии разливался сияющим лунным светом, заклинательный речитатив в конце Аида (на безупречном чешском) произносила волнующе, однако привередливая московская публика никак не хотела сдаваться в плен татарской чаровнице и бурные овации адресовала оркестру, по-мадьярски шумно и весело исполнившему концертную увертюру Дворжака «Карнавал».
Галерею лирических героинь Аиды продолжила Мария из оперы Чайковского «Мазепа». Певица знает, что у нее получается хорошо, мягкие мотивы колыбельной подчеркивали ясный нежный тембр Гарифуллиной, но единообразие амплуа начинало играть не в ее пользу. Как сказал перед началом концерта ведущий Юлиан Макаров, специально по такому поводу выучивший пару предложений по-татарски, наслаждаться чистой красотой можно минуту, две, три... а дальше что? Он то, конечно, имел в виду, что дивным обликом Аиды ее достоинства не ограничиваются, и был прав, но все же певице стоит задуматься о расширении репертуара.
Потеплевшие после антракта зрители с воодушевлением приняли молодую певицу
«УЧЕНИЧЕСКИЙ ТОН НАКОНЕЦ-ТО СМЕНИЛСЯ ЛЕГКОЙ ИГРИВОСТЬЮ»
К счастью, программа второго отделения внесла новые краски в ее образ. Немного драматизма добавила предсмертная ария Виолетты из «Травиаты» Верди. Девическая искренность певицы была далека от трагедийных высот, коих Большой зал консерватории помнит немало, однако и этого было достаточно, чтобы, наконец, расположить к себе потеплевшую после антракта публику. Закрепить успех помог Вальс Мюзетты, в котором Гарифуллина чувствовала себя как рыба в воде, старательный ученический тон наконец-то сменился легкой игривостью.
В арии Нанетты из «Фальстафа» Верди Аида припасла для слушателей не только ощущение трогательного восторга, но и финальную фермату, окончательно покорившую зал. А «Утренняя серенада» Леонкавалло стала отличной альтернативой неаполитанским песням, которыми любят грешить в подобных концертах. Монотонность, которая все же сохранялась в лирическом амплуа певицы, оркестр удачно компенсировал россыпью итальянских мелодий — увертюрами к «Сороке-воровке» Россини и «Норме» Беллини.
Завершался вечер вальсом Джульетты, на старте международной карьеры принесшим Аиде судьбоносную встречу с Пласидо Доминго. Теперь великий певец и дирижер, как птенца, опекает свою юную подопечную, а та отвечает прилежанием и самоотверженностью, выкладываясь на выступлении на все 200%. Однако при всех прелестях и стараниях певицы ее Виолетта, Мюзетта, Нанетта, Джульетта прошли как вереница приятных, но мимолетных увлечений, о которых с сентиментальной грустью пел Миронов в фильме «Соломенная шляпка». На бис Аида — для полноты коллекции — добавила в этот ряд еще и Лауретту.
Завтра Гарифуллина и Госоркестр выступят в столице «Татнефти» — спонсора мини-тура певицы — городе Альметьевске. А российская критика не обойдет ее своим вниманием в ближайшем будущем — в середине апреля на сцене Парижской национальной оперы Аида исполнит титульную партию в «Снегурочке» Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова.
Наталия Сурнина






































