Мечеть «Ярдэм» в столице Татарстана выбрал Альбир Крганов для своей первой большой встречи с журналистами в качестве главы духовного собрания мусульман России. Интересно, что на встрече не было никого из первых лиц ДУМ РТ, впрочем, это не помешало Крганову заявить, что новый федеральный муфтият готов к сотрудничеству со всеми структурами, ответить на обвинения в раскольничестве от Талгата Таджуддина и сообщить о планах строительства новой мечети в Москве.
«МЫ НЕ ОТНИМАЕМ ПРИХОДЫ У ИСТОРИЧЕСКИ СОЗДАННЫХ ДУХОВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ»
Объявивший о своем существовании месяц назад новый федеральный муфтият местом первой пресс-конференции своего лидера выбрала Казань. В принципе, это было ожидаемо. Ведь муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов в мусульманской среде России негласно считается апологетом татарского ислама, а Казань — столица Tatar World. Председатель духовного собрания мусульман России в мечеть «Ярдэм» пригласил многочисленные СМИ республики, но почему-то откликнулись лишь интернет-издания. Хотя корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как помощник муфтия ДСМР звонил на ТНВ, где ему подтвердили, что съемочная группа непременно должна быть.
Встречать московского гостя не вышел и заместитель муфтия Татарстана Илдар Баязитов, который, ко всему прочему, является имамом в «Ярдэм». Альбир хазрат, впрочем, и сам пришел на пресс-конференцию с небольшим опозданием, как выяснилось позже, он был на встрече с директором Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радифом Замалетдиновым. Обсуждали совместное проведение в следующем году всероссийской олимпиады по татарской словесности.
Встреча с журналистами началась неформально — за накрытым столом, но потом оказалось, что уже через полчаса в этом помещении должен был состояться никах, поэтому общение в формате «вопрос-ответ» плавно переместилось в библиотеку мечети.
Первым делом Крганов на татарском языке рассказал о самых значимых для него событиях уходящего года:
— На первом месте для нас создание духовного собрания мусульман России, в презентации которой участвовали более десятка муфтиев со всей страны. Принятие «Грозненской фетвы» также стало знаковым событиям года, а для всего татарско-мусульманского мира России — закладка Болгарской исламской академии.
По словам Альбира хазрата, создание ДСМР было инициативой муфтиятов Омска, Кемерово, ХМАО и ряда других регионов. Является ли появление новой структуры противопоставлением существующим двум наиболее мощным федеральным религиозным организациям — совету муфтиев России Равиля Гайнутдина и центральному духовному управлению мусульман Талгата Таджуддина? На этот вопрос Крганов отвечает отрицательно.
— Мы не отнимаем приходы у исторически созданных духовных управлений, а приглашаем к объединению не присоединившиеся ни к кому муфтияты. Мы за то, чтобы даже не критиковать параллельные нам структуры. Согласно нашему очень либеральному уставу любые организации могут участвовать в работе ДСМР, например, в качестве наблюдателей.
Председатель ДСМР добавлил, что ДУМ Дагестана, в составе которого более 2,8 тыс. приходов, уже изъявило желание сотрудничать. Что касается других муфтиев, имеющих такие намерения, то называть конкретные имена Крганов не стал.
Альбир хазрат заявил о готовности сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ, несмотря на их негативное отношение к новой религиозной организации
«В САМОМ НАЗВАНИИ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОТВЕТ НА ТО, ЧТО МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ НИКЕМ УПРАВЛЯТЬ...»
«Хотели бы вы, чтобы ДУМ РТ участвовало в работе ДСМР?» — последовал вопрос. Альбир хазрат ответил в духе того, что организаторы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с СМР и ЦДУМ. Между тем эти две структуры уже выразили свое негативное отношение к новой религиозной организации.
Верховный муфтий России Таджуддин, а затем и заместитель председателя СМР Рушан Аббясов назвали создание еще одного федерального муфтията попыткой раскола уммы. Реагируя на вопрос «БИЗНЕС Online» об отношении к этим заявлениям, Крганов сделала экскурс в прошлое. Нынешняя разобщенность российских мусульман, по его мнению, полностью на совести этих структур и этих мусульманских деятелей.
— Это плоды деятельности этих уважаемых товарищей. Если бы они в свое время предприняли правильные решения, никаких бы развалов централизованных духовных управлений не было бы. В самом названии нашей организации заключается ответ на то, что мы не собираемся никем управлять, мы предлагаем формат собрания, вместе решать вопросы. Что касается названия, кто-то назвал нас «вежливым муфтиятом», кто-то — «джентльменами из деревни». Никак это меня не оскорбляет. Я горд тем, что родился на селе, в деревне, я дорожу этими корнями.
Крганов обвинил СМР в двойных стандартах, ведь они в свое время также объединяли приходы. «Почему они решили, что одной части духовенства можно было в свое время принять решение об объединении, а другой нет, почему другим нельзя?» — вопрошал муфтий ДСМР, подчеркивая свое уважение Гайнутдину и Таджуддину.
При этом, по словам оратора, возглавляемую им структуру можно смело назвать татарским муфтиятом, поскольку здесь объединились татарские приходы и муфтии. Даже нынешнюю резиденцию можно назвать единственной в Москве «татарской мечетью».
— В тех помещениях, которые нам на безвозмездной основе выделила мэрия Москвы, мы организовали реальную татарскую мусульманскую общину. 200 человек, татары, ходят к нам на пятничную молитву, где мы на татарском языке ведем проповедь.
Ведь в настоящее время в российской столице ни в одном мусульманском храме проповеди не идут на языке Тукая, хотя изначально были построены соотечественниками и в советское время, являясь островком татарскости в Москве. Более десятка лет назад эта практика прекратилась. К слову, Крганов является единственным московским муфтием, который полностью поддержал решения духовного управления мусульман Татарстана о запрете пятничных проповедей на иных языках, кроме татарского.
«МЫ С МЭРИЕЙ МОСКВЫ ПОСТОЯННО ВЕДЕМ КОНСУЛЬТАЦИИ»
Спросили муфтия ДСМР и одновременно главного духовного лица Москвы, Центрального региона России и Чувашии и об основных планах на будущее. Какая задача на ближайшее время стоит перед духовным собранием? Ответ был ожидаемым — это строительство в Москве, которая задыхается от нехватки мечетей, нового мусульманского храма. Как говорит Альбир хазрат, этот вопрос никогда не снимался с повестки дня. В течение всех пяти лет работы Крганова в российской столице он обсуждался на многих уровнях. Сейчас речь идет о выделении земли в Новой Москве, в поселке Коммунарка. Сейчас там строится поликонфессиональный центр, где должен быть буддийский храм, протестантская церковь и мечеть. Хотя на ее место претендует и совет муфтиев России, имам из чувашского села Шыгырдан уверен , что именно его структуры достойны взяться за строительство.
— Мы с мэрией Москвы постоянно ведем консультации, и, возможно, уже в январе будет некоторое решение. Детали в силу ряда причин не буду говорить. Есть понимание, доверительное к нам отношение. К чести нашей команды в большей степени, а не меня.
Как говорит Альбир хазрат, вопрос нехватки мечетей в Москве никогда не снимался с повестки дня
Мечеть планируется построить в татарском стиле, а имамом в ней, возможно, будет уже выпускник Болгарской исламской академии, в работе которого духовного собрания мусульман РФ не прочь участвовать совместно с ДУМ РТ, СМР и ЦДУМ — тремя учредителями учебного заведения.
Обсуждали сегодня и вопросы религиозного экстремизма. Муфтий ДМСР согласился с необходимостью запрета ваххабизма, или, как его называет Крганов, «псевдосалафизма», но добавил, что нужны специалисты по его выявлению, приведя забавный пример. В качестве руководителя рабочей группы по борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом в Общественной палате РФ ему довелось поучаствовать в конференции в одном из городов России. Выступивший там «специалист» по сектам озвучивал составленные им признаки выявления радикалов. Как говорит Альбир хазрат, он не поверил своим ушам. Оказалось, если девушка носит длинную юбку и отказывается пить шампанское на Новый год — это непременно ваххабитский агент.
На этой веселой ноте встреча и завершилась, Крганов торопился в Чебоксары на встречу с главой республики Михаилом Игнатьевым. Должности муфтия Чувашии еще никто не отменял.