К открытию в конце ноября готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» на пересечении улиц Зорге и Даурской К открытию в конце ноября готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» на пересечении улиц Зорге и Даурской

«УНИСТРОЙ» НАШЕЛ «КВАРТИРАНТОВ»

Традиционный обзор событий на рынке торговой недвижимости Казани стоит начать с того, что, как мы уже отмечали, к открытию в этом году готовится только один новый ТЦ — «Горки Парк» от компании «Унистрой» на пересечении улиц Зорге и Даурской. Как выяснил «БИЗНЕС Online», новый торговый центр откроется в конце ноября, его общая площадь — 38 тыс. кв. м, торговая — 27 тыс. кв. метров.

По двум другим планируемым объектам «Унистроя» ясности пока нет. Первый — это «Галерея Казань» (рабочее название) на улице Павлюхина. В рамках застройки ЖК «Сокольники» предполагается возвести торгово-развлекательный центр общей площадью около 100 тыс. кв. м и торговой площадью порядка 60 тыс. кв. метров. Еще один ТЦ от «Унистроя» должен появиться на улице Ершова на территории Октябрьского городка. Предполагается, что это будет lifestyle-центр c торговой зоной и зоной leisure (отдых, досуг). Однако пока что оба объекта находятся в стадии проектирования.

Что касается уже практически готового торгового центра «Горки Парк», то, как выяснил «БИЗНЕС Online», его заселят довольно интересные «квартиросъемщики». Минимум три из них впервые выходят на рынок в Казань. Как рассказали нашей газете в СBRE (компания, специализирующаяся на коммерческой недвижимости), это супермаркеты «Лента» (продовольствие), Hoff (гипермаркеты мебели и товаров для дома) и гипермаркет детских товаров «Бубль Гум». Магазины «Ленты» работают уже в трех городах Татарстана — Альметьевске, Набережных Челнах и Нижнекамске, и в Казань питерская сеть планировала зайти не один год. Сеть Hoff (12 гипермаркетов и 3 магазина формата mini в России) разместила на своем сайте список вакансий для гипермаркета в Казани. Так, разыскивается не только линейный персонал (сборщик мебели, специалист по приемке товара, специалист склада, кладовщик, старший товарный бухгалтер, старший кассир и др.), но и директор казанского гипера. В сети не ответили на письменный запрос газеты. Розничная сеть «Бубль Гум» (более 40 магазинов по России) разместила на сайте HeadHunter вакансию — ищет «управляющего в гипермаркет товаров для детей». Первые гипермаркеты сети в Сибири и европейской части России начали открываться лишь в 2012-м, до этого сеть осваивала преимущественно Дальний Восток. Впрочем, несмотря на наличие вакансий в Казани, в самой компании оказались не готовы подтвердить, что сеть выходит в Татарстан. «Согласно информации от отдела развития компании, ни в 2016-м, ни в 2017 году открытие магазина в Казани не запланировано», — пришел ответ на запрос газеты из отдела рекламы компании.

«КОЛЬЦО»: ПРОЩАЙ, CENTRO, ЗДРАВСТВУЙ, «МАКДОНАЛДС»

Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины

Новички продолжают выходить на казанский рынок и через действующие ТЦ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обошла тройку самых популярных и посещаемых торговых центров Казани — «Мегу», «Парк Хаус» и «Кольцо», чтобы посмотреть, кто выбыл, а кто прибыл в полку ретейлеров.

Наиболее гнетущее впечатление произвел ТЦ «Кольцо». Мы насчитали целых 6 вакантных помещений под магазины — витрины в них заклеены разноцветной бумагой. Не горит свет в магазине Centro, но в темноте видно, что прилавки и коробки с обувью стоят на месте. Впрочем, чуть ранее в этом году директор ТРЦ «Южный» в Казани Лилия Ибатуллина рассказывала нашей газете, что в этом году локальный рынок покинули в том числе игроки «Центробувь» и Centro. А весной СМИ сообщали, что в отношении руководства сети «Центробувь» возбуждено уголовное дело.

Не горит свет в магазине Centro, но в темноте видно, что прилавки и коробки с обувью стоят на месте

На первом этаже «Кольца» за последний год магазин марки Adidas заменила обувная сеть Kari, марку Swatch — офис оператора Tele2. Анонсируется скорое открытие большого магазина одежного бренда Zarina — вместо работающего на том же этаже. У нового площадь визуально будет больше, по меньшей мере, в два раза. На втором этаже также есть пустующие площади. А вот на третьем этаже «Кольца» царит оживление — в середине августа там открылся «Макдоналдс» — рядышком с кинотеатром «Каро».

«МЕГА»: БОЛЬШОЙ РЕМОНТ И ПРИШЕСТВИЕ «СВЯТОЙ»

В семейном торговом центре «Мега», несмотря на идущий ремонт, не протолкнуться

В семейном торговом центре «Мега», несмотря на идущий ремонт, не протолкнуться. Сейчас и на прилегающей территории, и в коридорах центра, и в некоторых магазинах идут активные работы по обновлению и ремонту. Напомним, до середины 2017 года в «Меге» будет выполнена реконструкция стоимостью 37 млн. евро — новая концепция называется Ice Crystals. По состоянию на конец августа в торговом центре можно было увидеть растяжки об обновлении целого ряда магазинов. Сроки окончания работ не указаны, и пресс-служба торгового центра не ответила на запрос «БИЗНЕС Online», но, вероятно, косметический ремонт помещений уже работавших магазинов будет завершен до конца года. В частности, будут обновлены магазины «М.Видео» (продолжает работу), Minomin (косметика, средства по уходу), Koton (одежда), обувная сеть Salamander, «Снежная королева», в новом дизайне откроется Lush и Swatch. Также появится обновленный «концептуальный магазин» Colin’s. Анонсировано скорое открытие магазина косметики Inglot (сегодня у марки только один магазин в «Парк Хаусе») и магазина Armani Exchange (о нем мы подробно писали в предыдущем обзоре). Во второй половине августа в «Меге» открылся обновленный и на большей площади магазин Befree (ранее располагался на меньшей площади).

Откроется в «Меге» новый для Казани мультибрендовый обувной магазин SuperStep

На месте закрывшейся в начале июля «Уютерры» другого бренда пока не появилось. Напомним, российская сеть по продаже товаров для дома начала закрывать магазины из-за вступления в процедуру банкротства. По стране сеть закрыла в этом году около 20 магазинов. Всего по «Меге» наша газета обнаружила три пустующие площади. Откроется в «Меге» и новый для Казани мультибрендовый обувной магазин SuperStep. Судя по сайту «Меги» в Самаре, где присутствует эта сеть, в магазине представлена обувь марок Timberland, Lacoste, New Balance, Fred Perry, Tommy Hilfiger и другие.

Наиболее примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая» Наиболее примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая»

Наиболее же примечательным событием в «Меге» можно назвать открытие в середине августа магазина казанской марки одежды «Святая». Расширением это считать нельзя, так как при открытии нового основатели закрыли магазин в ГУМе. Как они пишут сами о себе на сайте бренда, «Святая» появилась в 2013 году в Казани как модная марка одежды для девушек. Создатели — казанский фотограф Рустем Гарипов и стилист Регина Сафина (в городе многие могли видеть ее брендированный под логотип марки одежды автомобиль Lexus). В 2016 году бренд запустил мужскую линейку. Гарипов отказался прокомментировать «БИЗНЕС Online» открытие магазина. Известно, что производство компании находится в Казани. Гарипов сам же снимает фотокампании для марки, редко привлекая сторонних фотографов.

«ПАРК ХАУС»: ТРАВЫ СИБИРИ И КОФЕЙНЯ ИЗ ЧЕЛНОВ

В атриуме «Парк Хауса» всего три пустующие площади под магазины, причем одна из них — место закрывшегося магазина одежды Mango

Наконец, в атриуме «Парк Хауса» корреспондент газеты насчитала всего три пустующие площади под магазины, причем одна из них — место закрывшегося магазина одежды Mango. Интересно, что в этом магазине еще в начале лета была устроена грандиозная распродажа, а сам магазин уже был полупустым, однако консультанты в нем упорно отрицали его закрытие в ответ на расспросы посетителей. Возможно, магазин обновится, но информации об этом на растяжках в ТЦ нет.

На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica. «Мы заняли уникальную нишу как единственный российский производитель натуральной и органической косметики экспортного уровня на основе диких трав Сибири и других северных регионов, сертифицированной крупнейшими европейскими экоинститутами», — рассказали нашей газете в пресс-службе компании. Площадь магазина составит 94,9 кв. м, причем часть площади отдана под спа-кабинет. Также в магазине в Казани будет работать «кедровая лаборатория» — в торговом зале на глазах у посетителей вручную будут отжимать кедровое масло и разливать во флаконы.

На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica На первом этаже торгового центра в начале сентября открывается первый в Татарстане магазин Natura Siberica

Кроме этого, в торговой галерее на первом этаже анонсировано открытие магазина женской одежды M.Reason. Согласно информации на сайте, он открывается по франшизе. В открытых источниках отмечается, что средний чек в розничных торговых точках марки — 11 тыс. рублей, а бренд представлен в 94 городах России, Украины и Казахстана.

Также на первом этаже осенью появится дополнительная галерея — рядом с «Ашаном». В ней откроются магазины «Снежная королева» (1 тыс. кв. м) и новый обувной магазин Deichmann (400 кв. метров). Меховой салон ранее был представлен только в торговых центрах XL и «Мега». Обувной магазин этой марки будет первым в Казани. На сайте компании указано, что ее история началась в Германии в 1913 году и сегодня сеть насчитывает более 3,6 тыс. магазинов в 24 странах. В России в магазинах сети представлены бренды AM, Venice, 5th Avenue, Elefanten, Adidas, Nike, Fila и др.

Также анонсировано открытие магазина женской одежды M.Reason

На втором этаже «Парк Хауса» до конца года откроется кофейня сети из Набережных Челнов Beanhearts. Первое заведение сети в Казани появилось в середине июля на улице Островского. Также до конца года компания откроет третью кофейню в торговом центре «Южный».

ПАДЕНИЕ ОБОРОТОВ РЕТЕЙЛА ЗАМЕДЛИЛОСЬ

Некоторому оживлению на рынке способствует хотя бы относительная стабилизация доходов населения. Согласно официальным данным Татарстанстата, в первом полугодии реальные денежные доходы (с учетом инфляции) населения Татарстана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 1,1%. Впрочем, оборот розничной торговли в Татарстане продолжает снижаться — за январь-июль он упал по сравнению с первыми 7 месяцами прошлого года на 2,2%. Радует лишь то, что темпы падения значительно замедлились. Так, за весь прошлый год розница в Татарстане сократилась почти на 13%.

Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными. По данным управляющего директора отдела торговых центров компании CBRE в регионах России Михаила Рогожина, рынок торговой недвижимости Казани насчитывает на сегодняшний день 12 качественных торговых центров с общей арендопригодной площадью 387 тыс. кв. м, что в пересчете на численность населения составляет 406 кв. м на 1 тыс. человек. Для сравнения: по данным CBRE, самое большое число торговых метров на душу населения среди городов-миллионников наблюдается в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде — более 500 кв. м на 1 тыс. жителей. В то же время обеспеченность торговой площадью москвичей, по данным компании Cushman&Wakefield, ниже, чем в Казани — 376 кв. м на 1 тыс. человек.

Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными Казанский рынок продолжает оставаться привлекательным, а качественные торговые площади — дефицитными

По мнению экспертов, базовым трендом на рынке остается замена премиального сегмента в торговле на марки средний и нижней ценовой категории. «Выходящим на рынок ретейлерам нужно быть готовыми к дальнейшему падению трафика по мере ужесточения конкуренции, тем более на падающем рынке. В подобных условиях выживут только ретейлеры и бренды с лояльной к покупателям ценовой политикой», — говорит финансовый аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин.

Умерили свои аппетиты и арендодатели. «На фоне падения среднего чека при совершении покупок и снижения посещаемости торговых центров Казани владельцам торговых центров не остается ничего другого, как предоставлять арендаторам скидки и разнообразные преференции. Владельцы недвижимости относительно легко идут на 5-процентную скидку. Впрочем, в ряде случаев гораздо выгоднее договориться о замене платежей на схему „процент с оборота плюс фиксированная ставка“ и/или о фиксации верхней и нижней границы курса доллара при валютных ставках, что снижает курсовые риски ведения бизнеса, — рассказывает аналитик „Финам“. — По некоторым оценкам, за последние два года арендные ставки в Казани с учетом всех скидок в рублевом выражении стагнировали, а торговая недвижимость на этом фоне подорожала лишь в пределах 5 - 8 процентов (что, кстати говоря, чуть лучше общероссийских показателей) при том, что инфляция за аналогичный период составила около 20 процентов».