Экспозиция посвящена реконструкции дворянских усадебных интерьеров, воссозданных предметами из Большого собрания изящных искусств ASG Международного института антиквариата. На ней представлены образцы живописи, мебели, декоративно-прикладного искусства (фарфор, художественная бронза, часы, серебро, осветительные приборы) XVII – XIX веков.


Коллекция председателя совета директоров группы компаний ASG Алексея Сёмина ведет свою историю с начала 1990-ых годов и сегодня насчитывает более 5000 предметов мебели и живописи западноевропейского искусства.  По оценке экспертов журнала Forbes она является одной из крупнейших в России, а стоимость собрания составляет к отметке в 50 миллионов долларов.

halkoIMG_6251.JPG

Сегодня структура коллекции позволяет распределить ее таким образом, чтобы наполнить предметами искусства реставрируемые объекты культурного наследия в Казани, Москве и Московской области. Напомним, что ASG восстанавливает 27 исторических зданий в Казани в рамках государственно-частного партнерства с Мэрией города, а также 8 усадеб в Московской области, переданных компании по программе «Усадьбы Подмосковья». Основополагающим подходом компании является восстановление не только фасадов, но и аутентичных интерьеров. Часть предметов из коллекции Большого собрания изящных искусств ASG со временем будет находиться в этих домах. Некоторые вещи уже отправлены в усадьбу купца Аигина в селе Талицы. Презентация проведенных реставрационных работ в этой усадьбе была организована совсем недавно для руководства Московской области и потомков купцов Аигиных.


Поэтому выставка «Зарисовки усадебного быта» в Манеже отразит наиболее типичные для той эпохи интерьеры -  гостиную, столовую детскую, кабинет, дамский будуар.

- Предтечей создания данной экспозиции стала выставка, которая проводилась в нашем Выставочном центре, - рассказала директор Международного института антиквариатаАлина БУЛГАКОВА. - Она была посвящена реконструкции гостиной усадьбы Караул дворян Чичериных в Тамбовской  губернии. В 1996 году усадьба сгорела. По фотографии из журнала «Столица и усадьба» 1913 года мы воссоздали интерьер этой гостиной. Выставка оказалась успешной. Нам прислали благодарственное письмо потомки Чичериных. И мы считаем, что наша главная заслуга состояла в том, что мы обратили внимание общественности на проблему разрушения русской усадьбы. И понемногу слова стали превращаться в дела. В частности, в Тамбовской области в скором времени начнется масштабная реконструкция усадьбы Караул.

Алина Булгакова также отметила, что на выставке представлены не интерьеры каких-то конкретных усадеб, а скорее зарисовки, в которых царит дух эклектизма второй половины XIX века. Например, мебель красного дерева эпохи ампир соседствует с мебелью из светлой древесины эпохи Карла X. На стенах шедевры голландских, фламандских, французских мастеров XVII века.

halkoIMG_6010.JPG

- Мы рады тому, что это не просто наша первая выездная выставка, - поделилась Алина БУЛГАКОВА. - Но она прокладывает путь к сотрудничеству с музеем-заповедником Казанский Кремль, который мы благодарим за содействие в организации и проведении этой выставки.


При подготовке к выставке не обошлось без открытий. На оборотной стороне картины «Дама с ребенком» была обнаружена надпись, ранее не замеченная экспертами. Сейчас ее изучают специалисты Международного института антиквариата. Очевидно, что датируется работа 8 июня 1809 года. Остальное – подлежит исследованию. Полюбоваться на старинную картину можно в начале экспозиции в детской комнате.

IMG_9328.JPG

Усадебный дом всегда являл собой пример особого мира, в котором царили одновременно роскошь и уют. Мебель, предметы быта, в частности, фарфоровая посуда и художественная бронза, часто привозились из-за границы. Владелец усадьбы стремился к тому, чтобы превратить свой дом в уникальное, зачастую представительское, место. А для этого не достаточно было поставить, например, в столовой простой деревянный стол и несколько стульев. Необходимо было продемонстрировать богатство и вкус хозяина.


Особый интерес на выставке представляет детская комната, так как именно в культуре усадебного быта XIX века отношение родителей к детям становится естественнее и теплее. Все-таки в XVIII веке царили более суровые нравы. В веке же XIX к ребенку начинают относиться как к полноценному члену общества. На данной выставке в импровизированной детской комнате представлены французская колыбель красного дерева первой четверти XIX века. Подобные колыбели имели широкое распространение, и на сегодняшний день находятся в ряде крупных собраний Европы. Считается, что изобретателем колыбели данного типа (в виде гондолы) является мастер-мебельщик, использовавший клеймо «Rancy». Также в детской комнате представлены тумба, картины и дореволюционные куклы, мишка и паровозик из коллекции казанца Григория Ивойлова.

IMG_9365.JPG

Визитной карточкой хозяев усадьбы являлась гостиная. Интерьер ее был продуман так, чтобы можно было вести беседы, читать книги, встречать гостей, устраивать балы, музицировать, играть в карты. На выставке можно увидеть кресла XIX века, игральный столик, старинное зеркало, часы и другие предметы.

 

Столовую стремились украсить особым образом. Для декорирования стен использовались росписи и масляные живописные полотна, в основном натюрморты. Что касается стола, то только в середине XIX века стол занимает почти все пространство гостиной, до этого периода, они были раздвижными и выносились из помещения.

halkoIMG_6288.JPG
 

Примечателен способ использования, экспонируемой на выставке хлебницы родом из Прованса (Франция) конца XVIII – начала XIX вв. Их подвешивали к потолку, дабы сохранить содержимое от грызунов. Дополняет список изящный ломберный столик,  декорированный слоновой костью. В его подстолье – поле для игры в трик-трак – старинной французской игры в кости, считающейся прообразом современных н

halkoIMG_6271.JPG

В экспозиции найдется немало редких образцов искусства. Например, фаянсовые вазы, созданные в Делфте в XVIII – XIX вв. И хотя к этому времени производство фаянса здесь приходит в упадок, вазы отличаются изяществом форм и высоким качеством белого черепка. «Золотым» же веком делфтского фарфора и фаянса является XVII столетие – время Голландской Ост-Индской торговой компании со странами Азии. Вдохновленные произведениями искусств Японии и Китая, голландцы переняли у них не только технологию изготовления, но и характерную цветовую гамму – сочетание белого с синим, которое позднее будет перенято русскими мастерами для керамических изделий Гжели.

Замечательны, представленные на выставке голландские пейзажи XVII века. Среди громких имен – Николас Берхем (1620 – 1683) и Дирк ван Берген (1645 – 1690). Главной темой творчества этих живописцев было изображение уголков природы родных Нидерландов с низменными долинами, полями и пастбищами, речками и болотами.

Непременным показателем достатка семьи, свидетельствующим и о хорошем вкусе хозяев, был фарфоровый сервиз. На выставке представлен французский чайный сервиз второй половины XIX века, выполненный в стиле Ампир. На всех предметах стоит эмблема империи Наполеона I – заглавная буква N, а также изображения пчел – символа трудолюбия – одного из тех качеств, благодаря которому император взошел на престол.


Свою работу дизайнер сравнила с четками, на которые нанизываются бусины, каждая из которых обозначает отдельную молитву, но вместе – это единый предмет.Стоит сказать, что у каждой выставки - свои особенности. Но при этом всегда есть какой-то объединяющий центр. На выставке «Зарисовки усадебного быта» таким объединяющим ядром стали вазы XVIII – XIX вв. производства Голландии (Делфт) и французская ваза середины XIX века в стиле Людовика XVI. Ориентируясь на них, дизайнер выставки Динара Винокурова стала создавать единое пространство, в котором в итоге предметы создали цельную композицию.

IMGP1286-1.jpg
 

- Создать атмосферу – это была главная задача, - рассказываетДинара ВИНОКУРОВА. – Эта выставка проводится не в отдельном усадебном доме, а в музейном пространстве. Поэтому полностью показать усадебный быт в не аутентичных условиях сложно. Но я думаю, что мы справились - нам удалось показать дух XIX века.

- Эта выставка, безусловно, будет интересна посетителям, - подчеркнула руководитель Выставочного зала «Манеж» и музея Пушечного двора Фарида БАТЫРОВА. – В принципе быт всегда интересовал людей. А сейчас особенно. Ведь в век ДСП и МДФ, когда все штампуется, в магазинах одно и то же, а в городах еще и бешеные скорости жизни, человеку, естественно, хочется остановиться, поднять голову и полюбоваться прекрасным небом, хочется присесть на красивое старинное кресло, одним словом – хочется оторваться от суеты.

Фарида Батырова отметила, что каждый предмет выставки заслуживает особого внимания. Можно остановиться около какого-нибудь кресла… рассматривать его чудесную обивку… можно посмотреться в старое-престарое зеркало… удивиться, что столик-бобик назван так из-за того, что похож на боб.

Каждый посетитель выставки откроет для себя что-то новое. Возможно, что начнет иначе смотреть и на свой быт. И приведет это если не к ремонту собственной квартиры, то к более осознанному отношению к вещам. К вещам не как к предметам, которыми пользуются, но как к искусству.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции