ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ ЗАЯВИЛ ТРАНСПОРТНИКАМ, ЧТО У НИХ НЕ ХВАТАЕТ СМЕЛОСТИ БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ИНТЕРЕСЫ
Сжатие бюджета республики и вызванное им закручивание налоговых гаек становится причиной публичных споров между министерствами и парламентом. Сегодня глава минтранса РТ Геннадий Емельянов отреагировал на принятый накануне Госсоветом РТ в первом чтении закон о повышении транспортного налога, заявив о том, что это может привести к массовым банкротствам автобусных предприятий, которые "сегодня и так на ладан дышат". Слова транспортников вызвали бурную реакцию со стороны председателя парламентского комитета Марата Галеева. Очевидцем острой дискуссии стал корреспондент "БИЗНЕС Online".
Повышение ставок транспортного налога обсуждается в республике уже несколько месяцев, но в основном применительно к физлицам. Между тем, у предприятий транспортной отрасли повышение налога на 25% вызывает настоящую панику. Сегодня на коллегии минтранса, обсуждавшей антикризисные меры в отрасли, страхи транспортников озвучил министр Геннадий Емельянов. По его словам, дальнейший рост налога может вызвать волну банкротств в транспортной отрасли.
Претензии были адресованы присутствовавшему в зале председателю комитета по экономике Марату Галееву (он на мероприятии представлял Госсовет РТ). В результате завязался довольно острый спор.
- От себя лично и от всех предприятий транспортного комплекса республики хочу обратиться к вам: при рассмотрении в Госсовете нужно бы обратить внимание на интересы отрасли транспорта, - заявил Емельянов.
Затем он продемонстрировал депутату сравнительную таблицу стоимости и себестоимости пассажирских перевозок (см. ниже). По мнению министра, при такой ситуации, а также при износе транспортного парка на 75% дальнейшее повышение транспортного налога может привести к массовым банкротствам автобусных предприятий.
Из зала министра поддержал директор нижнекамского ПАТП-1 Агтас Галиахметов (в 90-е годы нижнекамский глава).
- Второй год повышается транспортный налог! В 2009 году повышение составило 25%. Более 500 тыс. рублей по моему предприятию пришлось дополнительно заплатить. В 2010 повышение ожидается не на 20%, как минфин говорит, а на 35%! Это еще 500 тыс. рублей добавляет. Параллельно с этим местные органы власти повысили в 2009 году земельный налог, энергосбыт повышает плату на электричество, тепло на 20-25%. Кругом идет нажим в кризисный период на транспортную отрасль! – эмоционально заявил Галиахметов.
Претензии транспортников вызвали искреннее удивление Галеева:
- Я, находясь в этих стенах, всегда думал, что главное заинтересованное лицо в увеличении транспортного налога - это ваше министерство, потому что средства от него на дороги должны идти. Обычно транспортный налог и его размеры лоббируются министерством…
Галеев объяснил, что ставки транспортного налога разрабатываются правительством, Госсовет же только утверждает проект закона.
- Вы как часть правительства, должны это отработать. Кроме вас никто это не сможет это сделать, – объяснил депутат. - Я каждый год ставлю вопрос, чтобы компенсировать ваши расходы из бюджета. Думаете, у меня от этого улучшаются отношения? А у вас смелости не хватает пойти и сказать. Вы хотите, чтобы кто-то это за вас сделал? Я в прошлом году написал - что-то вам дали. Но вы меня извините, моя фамилия Галеев, а не Матросов. Среди вас есть депутаты, работающие в транспортном цехе. Кто должен выступать в первую очередь? Я уж вам напрямую вынужден сказать.
Скептически Галеев высказался и по поводу якобы экономически обоснованных тарифов, озвученных в минтрансе. "В подсчитанные монополистами экономически обоснованные тарифы я не верю. В советское время были такие экономически обоснованные тарифы, что некоторые водители работали по 36 часов в сутки!".
Что касается повышения цен на энергоносители, депутат объяснил, что это общероссийская тенденция, начало которой дает крупнейший монополист – Газпром. Он диктует цены на газ, вслед за этим повышают свои расценки энергетики и все остальные.
Галиахметов попытался продолжить спор рассказом о том, что комитет по тарифам установил для его предприятия фиксированную ставку – 1,65 рубля за
- Вы говорите, вы не сможете обслуживать маршруты – уйдите! Я вас уверяю, если на эти маршруты есть спрос, придет кто-то другой, - заявил депутат.
Наталья Голобурдова
Таблица. Утвержденные тарифы и экономически обоснованные тарифы на 2009 год
Вид транспорта |
Экономически обоснованный расчетный тариф на 2009 год с учетом прибыли |
Утвержденный тариф, руб./поездка |
Соотношение экономически обоснованного расчетного тарифа к утвержденному тарифу, % |
г. Мамадыш, автомобильный |
10,8 |
10,0 |
92,6 |
г. Арск, автомобильный |
15,37 |
10,0 |
65,1 |
пгт. Балтаси, автомобильный |
12,98 |
10,0 |
77,0 |
г. Чистополь, автомобильный |
8,64 |
8,0 |
92,6 |
г. Заинск, автомобильный |
32,78 |
13,0 |
39,7 |
г. Наб. Челны, электротранспорт |
15,95 |
10,0 |
62,7 |
г. Казань, трамвай |
43,46 |
10 |
23,0 |
г. Казань, троллейбус |
34,78 |
12 |
34,5 |
г. Казань, метрополитен |
69,13 |
12 |
17,4 |