Падение спроса в 1,5 - 2 раза констатировали на открывшейся вчера на «Казанской ярмарке» ювелирной выставке. «Товар лицом» показали две сотни участников из 40 городов России. Общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», ювелиры констатировали провал «среднего» золота, рассказали, какой камень не прощает вранья и почему кризис почти не сказался на рынке дорогих украшений.
ИЗУМРУДНЫЙ БУМ НА ФОНЕ КРИЗИСА
Падение спроса на ювелирные изделия в 1,5 - 2 раза констатировали участники открывшейся накануне выставки «Ювелир-экспо». Эта оценка полностью совпадает с проведенным недавно «БИЗНЕС Online» анализом ювелирного рынка Татарстана. Напомним, на фоне 30-процентного роста цен средний чек в ювелирных магазинах упал с 7,5 - 10 тыс. рублей до 5 тысяч. Причины понятны — в кризис предметы роскоши становятся первым способом сэкономить. Тем не менее «Ювелир-экспо» по сравнению с прошлым годом стала масштабнее: экспозиции развернули 200 участников из 40 городов России (в 2014-м было 180 стендов). Словом, есть что посмотреть (экспозиция работает до 5 июля).
Лучшие друзья девушек — это изумруды, убедилась корреспондент «БИЗНЕС Online», едва переступив порог «Казанской ярмарки». Почему-то витрины именно с «изумрудными» украшениями притягивали больше всего покупательниц (или мечтательниц?). Загадочный камень завораживал блеском, переливами цвета, и так уж вышло, что самое дорогое украшение выставки тоже было с изумрудами. «Эти серьги стоят 51 миллион рублей, — указал «БИЗНЕС Online» на свой товар представитель екатеринбургской компании Carat Артем Ковылин. — Два центральных камня по 16 карат. Таких камней в природе очень мало. Изумруды из Замбии. Бриллианты, которые обыгрывают центральный камень, российские». В каждой сережке 8 изумрудов и много-много мелких бриллиантов. Главные изумруды не совсем правильной формы: огранка всегда «подгоняется» под камень, чтобы сохранить его максимальный вес. Примерить драгоценность почти за $1 млн., правда, показалось страшновато... Найдет ли сияющий комплект своего покупателя в Казани — вопрос сложный. К примеру, в сети «Алмаз-холдинг» за 5 месяцев этого года самое дорогое проданное изделие стоило 1 млн. рублей — в 51 раз дешевле. К слову, сочетание в драгоценности изумруда и бриллианта считается особым шиком. И те, и другие камни большого размера встречаются в природе достаточно редко. Например, чтобы найти бриллиант в один карат, нужно «перебрать» 6 млн. камней. А на 1 карат колумбийского изумруда приходится 20 т переработанного грунта.
Чуть дальше, на стенде «Якутских бриллиантов», красуется кольцо с бриллиантом за 8 млн. рублей. Камушек почти в 5 карат на достаточно массивном колечке оттеняют бриллиантики. Есть и более доступные варианты украшений. Комплект из сережек и кольца с якутскими изумрудами обойдется «всего» в миллион с небольшим. «Это не совсем изумруды — это хромдиопсид, — пояснила представитель «Якутских бриллиантов». — По-другому его называют якутским изумрудом. Его добывают вместе с алмазами. Крупные камни тоже встречаются достаточно редко, потому что при добыче алмазов породу взрывают, а камень хрупкий и при взрыве дробится».
ОПАЛ НЕ ПРОЩАЕТ ВРАНЬЯ
Кроме изумрудов и бриллиантов внимание привлекают украшения с благородным опалом. Это тоже прозрачный камень, переливающийся разными цветами, как елочная игрушка. «Благородный опал — это единственный камень, в котором присутствует шесть разных цветов, — демонстрирует кольцо с крупным камнем генеральный менеджер псковского торгового дома «Меркурий» Аркадий Горшков. — Его нужно поместить на уровне глаз и покрутить, он начнет «открываться». Посмотрите, здесь изумрудно-зеленый, голубой, темно-бордовый, фиолетовый. Он очень требовательный. Опал не прощает вранья владельцу, начинает покрываться мелкой сеткой трещин и сыпаться. На себе испытал такое». Кольца с таким переливом света стоят 700 - 800 тыс. рублей. Но представители компании уверены: у их любимца найдется свой ценитель. Примерив кольцо, корреспондент «БИЗНЕС Online» почувствовала увесистость целой жилой комнаты — ни с чем не сравнимое ощущение.
«Для ювелирки самое страшное оскорбление — когда она покупается наравне с чулками и колготками, — уверен Горшков. — У человека столько денег, что он не напрягается. Люди теряют грань стоимости изделия. В результате дорогие вещи, настоящие произведения искусства, в которые вкладывались труд, фантазия, валяются в куче, как старые пуговицы от халата. Конечно, сейчас по сравнению с прошлым годом стало меньше покупателей. Ушло много людей, которые тратили 15, 20, 30 тысяч. Но появилось больше тех, кто ждет этой выставки, подкапливает деньги. Они ориентируются в ценах, камнях, с ними приятнее иметь дело».
АНТИКРИЗИСНОЕ СЕРЕБРО И СТАБИЛЬНОСТЬ ЭЛИТНОГО СЕКТОРА
Настоящее антикризисное решение — украшения из серебра. К примеру, на стенде компании «Северная чернь» можно было приобрести кольца от 300 рублей. Рядом лежали почти такие же, но по 3 тысячи. «Оценивается не столько вес изделия, сколько сложность рисунка, — пояснила продавец. — У нас особая технология росписи — это секрет именно «Северной черни», который передается из поколения в поколение. Сначала на серебре вырезается рисунок. Под большой температурой в него вплавляется сплав трех металлов. Изделия делают фабричным способом, рисунок — вручную. Еще одна особенность: наше столовое серебро не совсем мягкое. Многие жалуются, что серебряные ложки гнутся. Мы добавляем в столовое серебро медь». На соседней витрине сверкали ложечки, кубки и блюда. Северное столовое серебро обходится недешево. К примеру, чайный набор, состоящий из пары чашек, блюдец, ложек и сахарницы с затейливым орнаментом, стоит около 300 тыс. рублей.
В кризис спасением рынка кроме серебра становится бижутерия и сочетание золота с более дешевыми материалами вроде эмали. А вот покупателей элитных драгоценностей почти не убавилось. «Бриллианты как покупали, так и будут покупать, — рассказала представитель «Якутских бриллиантов». — По нашей целевой аудитории кризис никак не ударил». Между тем вкладывать деньги в ювелирку профессионалы не советуют — это совсем не тихая гавань сохранения капиталов. «Изделия в плане вложения денег не вариант, — отметил Горшков. — В крайнем случае они будут приняты как лом по очень смешной цене. Потери будут гигантские. Не будет потерь при покупке коммерческих бриллиантов — от 0,75 карата и выше. Они каждый год растут на 17 процентов, это официальная статистика Лондонской алмазной биржи». Тяжелый труд мастера, создавшего из куска металла и пары камешков произведение искусства, спустя годы никто просто не оценит. Драгоценности должны дарить радость каждый день, а не пылиться в сейфе в надежде на вырост.