Всего на 0,9% упало промышленное производство в Татарстане по итогам первых пяти месяцев, если верить свежим данным Татарстанстата. Однако это лишь средняя температура: к примеру, как стало известно на нынешней неделе, в Набережных Челнах промышленность упала на четверть, а «замаскировать» тяжесть ситуации, похоже, помогли новые заводы в «Алабуге». На этом фоне татарстанцы меньше получают и меньше тратят: оборот торговли упал на 15% при инфляции в 13,2%.
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НА ДНЕ, ТЯЖЕЛУЮ ТАЩИТ ОБОРОНКА
Ситуацию в экономике Татарстана, как и России в целом, назвать штормовой было бы преувеличением. Однако эксперты единодушны: нынешний кризис обещает быть хоть и менее бурным, чем прошлый, но явно более затяжным. На это же указывает статистика Росстата. По его данным, за январь-май 2015 года промпроизводство в России снизилось на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. При этом в мае производство упало на 5,5% в годовом разрезе, в апреле — на 4,5%, в марте — на 0,6%, в феврале — на 1,6% и лишь в январе выросло на 0,9%. Что характерно, майское падение стало максимальным с октября 2009 год и превысило ожидания экономистов, которые прогнозировали снижение на 4,6%.
Последние данные Татарстанстата также говорят в пользу второго варианта. По данным ведомства, индекс промышленного производства (ИПП) в РТ за пять месяцев 2015 года составил 99,1% к аналогичному периоду прошлого года. С одной стороны, в мае индекс отыграл потери предыдущих месяцев, увеличившись на 1,4% к апрелю. С другой, по итогам января-февраля ИПП составлял 99,3% — то есть с тех пор ситуация несколько ухудшилась.
О возможности такого развития событий в апреле нашему изданию говорил директор центра перспективных экономических исследований при АН РТ Марат Сафиуллин. «Учитывая внешнеэкономическую конъюнктуру и ситуацию в отечественной экономике, думаю, что индекс в ближайшие месяцы будет колебаться около 100 процентов с небольшими отклонениями в ту или другую сторону», — полагал он. Однако зампредседателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев был не столь оптимистичен. «Мы уже много лет не проседали, а медленно росли, поэтому снижение даже на 1 процент — это, сами понимаете, показатель отрицательной динамики. Что-то подобное у нас было в 2009 году по сравнению с 2008-м», — отмечал он сходство с предыдущим кризисом.
Что характерно, в республике продолжает падать объем вырабатываемой электроэнергии, производство которой за пять месяцев составило 93,6% к показателю прошлого года (в мае — 87,2%). А это прямое свидетельство снижающихся потребностей промышленности.
Какие же отрасли работали лучше других в РТ? Разумеется, уверенно чувствуют себя главные кормильцы бюджета — нефте- и газодобытчики (ИПП за пять месяцев — 101,4%), при этом объем добычи прочих полезных ископаемых снизился до 91,2%. От собственно «нефтянки» не отставали нефтепереработка (103,8%), а также химическое производство (102,2%). Однако всех опередили металлурги, ИПП которых в мае составил 107,9%, а за пять месяцев достиг уже 121,7%.
В целом же объем обрабатывающего производства в Татарстане продолжает сокращаться (в мае — 96,6%, за пять месяцев — 97,6%). Сильнее прочих обвалилось текстильное и швейное производство, где майский ИПП составил всего лишь четверть от прошлогоднего, а за пять месяцев — 29,4%. Да и вообще дела легпрома шли неважно: скажем, продукция кожевенников в январе-мае составила лишь 57% от показателя 2014 года. Привет, «Мелита», «Спартак», «Алсу»...
Депрессивная ситуация в автопроме заметно ухудшила статистику по статье «Производство транспортных средств и оборудования»: ИПП в мае — только 79,8%, за пять месяцев — 89,3%. Заметим, что один лишь КАМАЗ отгрузил продукции на 32% меньше, чем годом ранее, и стоит ли удивляться тому, что в Набережных Челнах индекс промышленного производства за пять месяцев упал до 74,3%.
Еще более резкое торможение продемонстрировали производители машин и оборудования (67,9% в мае и 81,6% за пять месяцев). Подсластить эту пилюлю смогли предприятия, выпускающие электрическое, электронное и оптическое оборудование (ИПП за пять месяцев — 108,9%), где майский индекс составил почти 130% — спасибо гособоронзаказу.
Неожиданно неплохо выступило целлюлозно-бумажное производство, объединенное в общую графу с издательской и полиграфической деятельностью (ИПП — 102,1%) |
Неожиданно неплохо выступило целлюлозно-бумажное производство, объединенное в общую графу с издательской и полиграфической деятельностью (ИПП — 102,1%). Хотя здесь динамика была весьма неравномерна: общий показатель вытянули производители бумаги, увеличившие ее выпуск на 21,4%. Тут, по-видимому, заслуга не только челнинского КБК, но и турецкого завода «Хаят Кимья» по выпуску туалетной бумаги, запущенного в марте.
Гораздо хуже пришлось издателям: выпуск газет за пять месяцев составил лишь 60,9% к прошлому году, журналов — 89,9%. И только вечный двигатель торговли, реклама, в кризис была еще более актуальна: печать листовок и других аналогичных материалов выросла на 5,7%. Наконец, производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака в мае несколько оживилось (100,5%), однако по-прежнему не может выйти на прошлогодние показатели по итогам пяти месяцев (97%).
Напомним, что майский прогноз минэкономразвития предполагает снижение промпроизводства в 2015 году на 1,3 -1,6%, а бывший министр финансов Алексей Кудрин не исключает падения ВВП на 4%.
СТРОИТЕЛЬСТВО: ПОЛНОЦЕННЫЙ ОБВАЛ ИЛИ СЕЗОННЫЙ ФАКТОР?
И совсем уж неважно шли дела у татарстанских строителей. Нет, если «пересчитать» ситуацию на деньги, то картина выглядит еще более или менее приемлемой. Так, объем республиканского строительства в рублях в мае сократился к апрелю на 1,5%, а за первые 5 месяцев — на 5,4%. Но вот в пресловутых квадратных метрах введенного жилья случился обвал. Всего в РТ с начала года было введено 898 тыс. кв. м площадей (83,5% к прошлому году), а май оказался хуже апреля сразу на 49,1%!
Заметим, статистику еще сильно вытянули владельцы личных домиков и коттеджей, поспешившие воспользоваться дачной амнистией. При этом многоквартирного жилья в Татарстане за пять месяцев было введено лишь 304 тыс. кв. м (5,1 тыс. квартир) — вдвое меньше, чем годом ранее. Это стало наихудшим показателем за последние пять лет.
По данным Татарстанстата, среди городов РТ наилучший результат показала Казань, где введено 24,5% от всего сданного в РТ жилья. На втором месте оказался Зеленодольск (8%). К слову, именно в этих двух городах и развито индивидуальное жилье. На третье и четвертое места вышли Набережные Челны (7,7%) и Альметьевск (7,6%).
В министерстве строительства РТ столь удручающие результаты объясняют сезонным фактором. «Крупные проекты коммерческого жилищного строительства и программы социальной реализуются и вводятся в эксплуатацию во втором полугодии», — говорится в официальном ответе минстроя «БИЗНЕС Online». Его представители напоминают, что показатели первого квартала по плану перевыполнены: хотели ввести 480 тыс. «квадратов», а по факту сдали 574. Во втором квартале планируется достичь цифры в 960 тыс. кв. м — за счет сдачи домов в высокой степени готовности (в том числе в Иннополисе, а также зданий по программе арендного жилья и соципотеки в районах РТ). Третий и четвертый кварталы минстрой обещает суперударными — сначала планируется взять высоту в 1,5 млн. кв. м, а потом— 2,4 миллиона.
В свежем отчете Татарстанстата эти заявления находят косвенное подтверждение. Скажем, объем работ у «организаций, осуществляющих подготовку строительного участка», в мае составил 120,3% к апрелю, а за пять месяцев — 155,7%. То есть на 1 июня в начальной стадии пребывало заметно больше стройплощадок, чем год назад. С другой стороны, вряд ли именно эти объекты строители успеют довести до ума уже в нынешнем году — если, конечно, речь не идет о малоэтажном строительстве.
К тому же эксперты нашего издания говорят о нерентабельности строительства во времена высоких процентных ставок, удорожания стройматериалов и все том же падении платежеспособного спроса, который пока не вытянули даже льготы по ипотеке от государства. Вот как высказался эксперт Независимой ассоциации поддержки строителей (НАПС) Эдуард Мусаев: «В настоящее время есть более выгодные капиталовложения вне строительного рынка».
Любопытно, что «строительный обвал», наблюдаемый в Татарстане, имеет мало общего с ситуацией в целом по стране. По данным Росстата, в России в январе-мае построено 28 млн. «квадратов» жилья, что на 25% больше показателя того же периода прошлого года. При этом в мае было построено 4,6 млн. кв. м — столько же, сколько и годом ранее. Хотя, справедливости ради, общий объем работ по виду деятельности «строительство» за пять месяцев сократился «в деньгах» на 6%.
СЕЛЬЧАНЕ РЕЖУТ СВИНЕЙ
И, наконец, о тех отраслях экономики РТ, которые хотя бы на бумаге показали некоторое улучшение. Ведь общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, все же составил 746 млрд. рублей или 113,3% к аналогичному периоду прошлого года (хотя в мае данная графа похудела на 2% относительно майских показателей).
Впрочем, большую часть этого роста съела инфляция, которая за пять месяцев составила 113,2% в годовом разрезе. Заметим, индекс цен производителей для внутреннего рынка в мае вырос на 0,5 п.п. больше, чем в целом. А в январе-мае ИЦП для местных покупателей составил 111% относительно прошлогоднего показателя, хотя «общий» достиг лишь отметки 110,1%. Таким образом, после зимнего падения рубля и соответственно рывка внутренних рублевых цен ситуация несколько выровнялась, сделав экспорт менее выгодным.
Свой вклад в упомянутый рост отгрузки внес грузооборот автотранспортных предприятий. Впрочем, слабо положительную динамику перевозчики пока демонстрируют лишь на пятимесячном отрезке (100,7%), но лишь за счет предыдущих достижений: скажем, по итогам первых двух месяцев рост составлял 101,7%. В мае же дела у них шли неважно: грузооборот упал почти на 5% относительно апреля.
Столь же эфемерно выглядят и достижения сельского хозяйства. Фермеры в мае выпустили на 7,6% продуктов больше, чем в апреле (сезон же все-таки), однако за пять месяцев произвели товаров лишь на 64,5 млрд. рублей. Конечно, это на 2% больше, чем годом ранее, но неоднократно упомянутая нами инфляция... Такое вот импортозамещение...
Заметим, поголовье крупного рогатого скота на 1 июня в Татарстане насчитывало 1057,1 тыс. голов — на 0,2% больше, чем год назад. Но есть нюансы: скажем, республиканское «стадо» коров составило 370 тыс. голов (на 1,2% меньше), а поголовье свиней уменьшилось на 4,6% — до 506,1 тысяч. Общий показатель улучшился главным образом за счет более неприхотливой и дешевой птицы (прирост на 3,5%), а также овец и коз (плюс 0,9%).
Логично, что в результате за пять месяцев наибольший прирост показало производство яиц (111,5%), что в конечном итоге и помогло им подешеветь. Хотя на ценниках картофеля, которого собрали сразу на 53,7% больше, это, как мы помним, не отразилось.
РЕЖИМ ЭКОНОМИИ НЕ ДАЕТ «ВСПЛЫТЬ» ТОРГОВЛЕ
Глава минфина Антон Силуанов в июне признал, что при существующей экономической ситуации россиянам придется «не жировать» еще два-три года. Впрочем, и без заявлений с высоких трибун россияне на собственном опыте ощутили все «прелести» нынешней экономической депрессии. Согласно отчету компании PwC «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°», абсолютное большинство граждан (91%) за последний год столкнулось с сокращением своей покупательной способности. Сокращение доходов населения вызвало изменения потребительского спроса — 32% респондентов теперь покупают меньше товаров, 31% респондентов приобретают изделия более дешевых брендов. А согласно опросу ФОМ, 63% россиян начали экономить на питании.
Что ж, июньский отчет Татарстанстата может лишь подтвердить данные этих исследований. Согласно документу, реальная заработная плата в республике в январе-апреле (при «номинале» 27,65 тыс. рублей) в годовом выражении сократилась почти на 5%, а реальные доходы населения — практически на 9%. Если же смотреть на конец периода, то по сравнению с апрелем 2014 года татарстанцы стали беднее на все 12,6%. Это при том, что еще год назад рост реальных доходов составил аж 13,3%.
Стоит отметить, что потребительские цены с декабря по май выросли на 7,1%. Сильнее всего на 1 июня подорожало продовольствие — 109,9% к декабрю (без учета алкоголя — 111%), за ним следуют промтовары — 106,9% и услуги — 103,6%.
О динамике цен на продукты мы не будет подробно рассказывать: «БИЗНЕС Online» ежемесячно публикует собственный индекс «Магнита» и «Бахетле», который дает достаточное представление о том, что происходит на прилавках. Скажем лишь, что данные Татарстанстата полностью соответствуют нашим выводам: сильнее всего с декабря подорожали овощи: капуста — почти на 75%, лук — на 59%, морковь — на 55%, картофель — на 30%. При этом подешевели лишь яйца (84,6% к декабрю).
А вот из промышленных товаров сильнее других подорожали ткани (119,7% к декабрю), моющие и чистящие средства (114,5%), электротовары и прочие бытовые приборы (113,4%), парфюмерия (111,5%) и лекарства (110,6%). При этом подешевели только телерадиотовары (96,9%) — что неудивительно, после декабрьского ажиотажа и массовых продаж на пике цен, а также... бензин (96,6%).
Оборот всей розничной торговли в РТ за первые 5 месяцев этого года составил лишь 294 млрд. рублей — 85,3% в сравнении с тем же периодом 2014 года. И это, заметим, в денежном выражении, а ведь цены с тех пор стали гораздо больнее кусаться. Причем падение оборотов затронуло практически все сегменты торговли. Продавцы автомобилей в республике ожидают падение продаж на 30 - 40% по итогам года, продажи меховых изделий упали минимум в три-четыре раза (причем участники рынка предполагают, что 60 - 70% меховщиков «не доживут» до Нового года), на дне пребывает торговля электроникой...
Не лучше ситуация и в «бюджетном» сегменте — в другой ситуации депутаты не заговорили бы о возвращении табачной продукции в газетные киоски, палатки и автолавки. Хотя заранее понятно, что все подобные меры — что мертвому припарки, пока у населения снова не заведутся лишние деньги на новый телевизор, бюджетное авто и несколько выпусков глянцевых журналов в месяц.
Известно, что розница и сфера услуг — два из трех китов, на которых держится экономика большинства развитых стран, причем их обороты часто превышают показатели третьего «левиафана» — крупной промышленности. Но и на татарстанской сфере услуг «режим экономии» также явно сказывается: оборот парикмахерских, различных мастерских и прочих заведений в январе-мае не достиг 100 млрд. рублей, составив 99,2% к аналогичному периоду 2014 года. Логично: если уж приходится экономить на еде, почему бы не сберечь лишнюю копейку на прическе или ремонте обуви?
==table637==