С 1 января 2010 года владельцы десятилетних автомобилей, которые в России (и в Татарстане) составляют примерно половину автопарка, смогут обменять их на 50 тыс. рублей. Правда, не деньгами, а ваучером на покупку нового отечественного автомобиля. Правительство надеется, что это подстегнет спрос на самые дешевые машины, прежде всего на Lada.
МЕНЬШЕ НЕЭКОЛОГИЧНЫХ АВТО
- Мы рассчитываем, что программа заработает с 1 января 2010 года – говорит директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов.
Цель, которую преследуют власти, – сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах (по данным Автостата, машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка – 14,7 млн.), а с другой стороны – стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки.
В ПИЛОТНОМ РЕЖИМЕ
Германия начала выдавать 2500 евро за утилизацию автомобиля в январе этого года. В июле в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу. С конца июля в США при обмене старого авто на новое можно получить до $4500.
В пилотном режиме программа начнет действовать в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областях и, возможно, на Дальнем Востоке.
Сдать на утилизацию можно будет любой автомобиль не моложе 10 лет – легковой или коммерческий массой не более 3,5 тонн. Причем хозяин должен владеть машиной не меньше года. Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов. Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 000 рублей, который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена, уверяет Рахманов.
Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы (в Москве и области утилизация бесплатная), а ГИБДД и минпромторг будут контролировать процесс. Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIP -номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу машины два раза. Эта схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее.
В следующем году в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 000 новых машин, сообщил Рахманов, т. е. эта программа может обойтись государству в 10 млрд. рублей. Минпромторг заявку на необходимую сумму подал в минфин, однако пока никакого ответа не получил, утверждает чиновник. В минфине не смогли это прокомментировать.
СНИЗИТЬ ДО СЕМИ ЛЕТ
В нынешнем виде программа вряд ли сильно поможет стимулировать спрос, считает представитель одного из российских автопроизводителей:
- Согласно нашим расчетам, спрос со стороны владельцев 10-летних машин будет небольшим: их владельцы небогаты. Стоило бы снизить возраст до семи лет.
Скорее всего, сдавать будут старые "Жигули" и "Волги", ведь массово пересаживаться на иномарки россияне начали лишь с 2003 года, а старые российские машины стоят меньше, чем сумма ваучера, говорит председатель совета директоров Genser Игорь Пономарев.
Инна Агапитова из компании "Автоцентр-планета", занимающейся торговлей подержанными автомобилями, оценивает 10-летние "Жигули" в среднем в 700 евро. И покупать по этой программе будут, скорее всего, новые Lada , особенно в регионах, считает замдиректора Автостата Сергей Удалов - они недороги, а в провинции потребители менее привередливые, чем в столицах.
- Если ваучер можно будет вносить в качестве первоначального взноса при покупке автомобиля в кредит, то человек может купить достаточно дорогое авто, – отмечает Пономарев. Но такую идею рабочая группа пока не рассматривала.
Группа ГАЗ пока не оценивала выгодность этой программы, говорит представитель группы. При поддержке правительства Нижегородской области ГАЗ в середине июля запустил собственную программу trade -in , которая не ограничивает возраст машины.
- 10-летние "Газели" точно подлежат утилизации, а более новые машины мы планируем восстанавливать и продавать, – говорит сотрудник ГАЗа. Всего на стимулирование спроса планируется потратить 150 млн. руб., выделенных правительством региона.
Ведомости
(в сокращении)
Справка
Германия начала выдавать 2500 евро за утилизацию автомобиля в январе этого года. В июле в стране было продано на 30% машин больше, чем годом ранее. Правда, от 5% до 10% сданных машин были переправлены за границу. С конца июля в США при обмене старого авто на новое можно получить до $4500.