Многие предприятия стройиндустрии скоро встанут, но все равно нужно думать о развитии и расширении производства. Такую точку зрения в интервью «БИЗНЕС Online» высказал совладелец компании «Цементоптторг-СтройСервис» Марсель Гилязов — бывший командир танковой роты, который делает сваи и брусчатку для Иннополиса и «Салават Купере».
![]() |
Марсель Гилязов: «Стремимся выйти на следующий этап — уже самостоятельное осуществление строительства» |
ОТ БРУСЧАТКИ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СВАЙ
— Марсель Ахатович, ваша организация «Цементоптторг-СтройСервис» занимается производством стройматериалов, но при этом первая часть названия указывает на оптовую торговлю цементом. Почему так произошло?
— Непосредственно сама компания «Цементоптторг» — это один из крупнейших дилеров цемента в Казани и Татарстане. Его наименование вполне можно назвать брендом в своей области. Я также владел компанией «Фатум», которая занималась производством брусчатки. Мы покупали сырье у «Цементоптторга», с этого и началось сотрудничество с его владельцем Андреем Викторовичем Шишикиным. Он тоже уже давно хотел реализовывать не только сырье, но и готовую продукцию. Лет 6 назад появилась идея совместить возможности двух предприятий. В итоге в октябре 2010 года было образовано новое юридическое лицо: «Цементоптторг-СтройСервис», в котором я являюсь генеральным директором и владельцем трети уставного капитала предприятия. Теперь мы являемся авангардом группы компаний «Цементоптторга» и стремимся выйти на следующий этап — уже самостоятельное осуществление строительства. Тогда будет замкнут полный производственный цикл.
![]() |
«У нас два основных направления производства: брусчатка и железобетонные сваи. Причем сваи мы запустили только год назад, но они уже занимают 70 процентов объема нашего производства» |
— Сейчас на какой продукции специализируетесь?
— У нас два основных направления производства: брусчатка и железобетонные сваи. Причем сваи мы запустили только год назад, но они уже занимают 70 процентов объема нашего производства. Продолжаем и производство брусчатки: это и тротуарная плитка, дорожные бортовые камни, бордюры, водостоки, керамзитобетонные блоки, облицовочный кирпич. Плюс при необходимости занимаемся и собственно укладкой, благоустройством территории. С недавних пор можем и сами строить: получили СРО, порядка 1,1 тысячи свай уже самостоятельно погрузили в грунт.
— То есть вы почти вышли на полный цикл?
— СРО у нас есть, практически сможем все сами делать. Все самому, конечно, невозможно сделать, будем на субподряд нанимать строителей, какие-то работы сами будем выполнять.
— Какой оборот вашего предприятия?
— Обороты у нас идут по возрастающей, за 2014 год составили порядка 300 миллионов рублей.
— Сколько на производстве работников?
— На сваях работают 40 сотрудников. На всех производствах и в целом по группе компаний — больше 100 человек.
— Каковы объемы производства? И какое место на рынке занимаете?
— Брусчатку в сутки выпускаем где-то на 600 - 800 квадратных метров. Годовой объем — 100 тысяч квадратных метров. В этом сегменте являемся одними из лидеров, наш основной конкурент — казанская фирма «Коламбия». По сваям за год вышли на лидирующее место на казанском рынке — порядка 130 кубов железобетона в сутки, больше 20 тысяч свай за прошлый год выпустили.
«По сваям за год вышли на лидирующее место на казанском рынке — порядка 130 кубов железобетона в сутки, больше 20 тысяч свай за прошлый год выпустили» |
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ВЫРОСЛА ДО 15%
— Как на вас, на производителя стройматериалов, повлияло падение рубля?
— Мы почувствовали подорожание металла, о чем говорил и президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов. Действительно, считаем подорожание необоснованным. Это же наш российский металл, в нашей же стране добывается и производится, а цена выросла. На сваи идет много металла, и мы работаем с пятью ведущими компаниями в Казани. Цена начала расти в начале декабря и поднялась с 26 - 27 тысяч рублей за тонну до 35. То есть практически на 30 - 40 процентов. А когда мы в прошлом году запускали производство, металл стоил только 24 тысячи. То есть рост за год на 50 процентов. Я часто разговариваю с представителями «металлистов», раньше они валили на ситуацию с Украиной, что оттуда перестал идти металл и из-за этого появился дефицит. Сейчас непонятно, чем объясняют, думаю, просто хотят секундную прибыль получить.
— Это как-то уже отразилось на себестоимости вашей продукции?
— Да, из-за этого стоимость свай выросла на 10 -15 процентов.
— И это, конечно, приведет к удорожанию недвижимости. На сколько?
— Себестоимость ее возросла, это точно. На сколько возрастет рыночная стоимость, не могу сказать, так как в нее заложена прибыль подрядчиков и заказчиков. Самое интересное, что, слава Богу, цемент уже давно не повышался, он занял свою нишу и держится. Более того, по брусчатке мы уже три года как прайс не пересматривали, потому что составляющие, даже если и колеблются, то незначительно и сезонно. Вообще, мы цены спекулятивно не меняем, только под воздействием внешних факторов: если поменялось у поставщиков, если повышают заводы.
— Как часто заводы понижают стоимость продукции?
— Если цементные, то это происходит к концу сезона. Вот металл не хочет нынче понижаться. Но зимой дороже становятся инертные материалы, например, щебень. И цены нивелируются.
— В Татарстане нет собственного производства цемента. Сезонный дефицит цемента в республике планировали снизить за счет строительства терминалов-накопителей. Что-то подобное есть у вас?
— Есть, специальные банки в позапрошлом году построили для перекачки в них цемента из вагонов.
![]() |
«Я думаю, многие компании встанут в этом году, у нас тоже были мысли приостановить расширение производства. Но решили, что, раз уж начали процесс, надо продолжать» |
— А как повлияет кризис на производителей стройматериалов?
— Я думаю, многие компании встанут в этом году, у нас тоже были мысли приостановить расширение производства. Но решили, что, раз уж начали процесс, надо продолжать. К тому же нам пришлось стать частичными собственниками одного из заводов ЖБИ. И там, на новой территории, хотим запустить производство плит перекрытий без опалубочного производства на улице Технической. Так что будем обгонять в кризис, если нам это удастся. Остальные-то год простоят, а мы к 2016 году будем во всеоружии. Есть шанс двинуться вперед.
— Почему стали собственниками завода ЖБИ?
— Не хотелось размещать дорогостоящее оборудование где-то на арендуемых площадях. Сами понимаете, аренда — это же временный процесс. Поэтому пришлось подбирать площадку и становиться ее собственниками. Не будешь же перетаскивать оборудование с одного места на другое, это просто нереальные потери.
— Во сколько обойдется новый проект? Будете использовать заемные средства?
— Весь проект оценивается в 40 миллионов рублей. Первоначально планировали использовать часть своих средств для переоборудования цеха, а часть взять в лизинг, по которому у нас в прошлом году был необычный опыт. Впервые с 1992 года, как занимаюсь бизнесом, почувствовал поддержку со стороны государства — по программе «Лизинг-грант» получили 880 тысяч рублей, было очень приятно. Однако сейчас условия изменились, сам лизинг получить стало гораздо сложнее из-за роста процентов. В итоге мы напрямую договорились с производителем о частичном снижении цены, и будем все делать на свои деньги. Получается, что сейчас предпринимателям между собой найти общий язык намного легче , чем с лизинговыми компаниями.
«Во все кризисные времена основным локомотивом экономики является строительство, которое и выносит всю экономику вперед» |
КРИЗИС? ПОКА РАБОТАЕМ, РАБОТАЕМ И РАБОТАЕМ
— Почему могут встать предприятия? Из-з трудностей в получении заемных средств?
— И поэтому, и потому что конкуренция возрастет, так как большие госзаказы сократятся. Например, по «Смарт сити» приостановлен проект.
— Насколько сложнее сейчас получить кредит для бизнеса?
— Вообще, есть некий парадокс, недавно купили отечественное оборудование, но на кредитные деньги от немецкой фирмы «Сименс Финанс». Это тоже следствие санкций, текущей экономической и политической ситуации.
— А как обстоят дела с получением лизинга?
— Проблемы здесь есть, так как по сравнению с прошлым годом подросли ставки. Некоторые лизинговые компании вообще прекратили деятельность. Надеемся, что после кризиса все выправится и встанет на свои места.
— Сумеете реализовать новую продукцию в условиях кризиса?
— Я думаю, сможем, потому что кризис не вечен, это уж однозначно. К тому же часть времени пойдет на отладку, запуск, выход на рынок. К этому времени уже, мы надеемся, наше правительство что-нибудь сделает и все станет нормально (улыбается). И потом, во все кризисные времена основным локомотивом экономики является строительство, которое и выносит всю экономику вперед. Вспомните, например, Великую депрессию в Америке — они же строили дороги, различные сооружения, и именно строительство вытащило общество из кризиса. Это и вклад в свою инфраструктуру, и создание рабочих мест. И опять же деньги не уходят за границу. Умные люди использовали эту стратегию, надеемся, что и у нас получится.
— Ваша компания как готовится к кризисным явлениям?
— Честно говоря, пока работаем, работаем и работаем. Гибче к клиентам где-то подходим, пытаемся найти пути внутренней экономии. Не за счет сокращений персонала, а с технической точки зрения. Так, на новом производстве поставили светодиодное освещение для экономии электроэнергии. Вольготная жизнь заканчивается, надо вдумчивее подходить к расходам.
— Учитывая кризисы прошлых лет, какие выводы сделали?
— Я как-то пытался посидеть и вспомнить, что же там было в 2008 и 1998 годах, но ничего отрицательного не вспомнил. Наверное, какие-то трудности были, но... Может, наш сектор под это сильно не попадал. Пока и этот кризис не очень сильно заметен, посмотрим, как там дальше будет. А так, через месяц уже весна, начало активных строительных работ. Кризис — ну, год пройдет — и закончится. Ничего страшного.
![]() |
«Мы всегда стремимся работать только с современными технологиями. Брусчатку мы производим только методом вибропрессования, что дает возможность выпускать очень широкий ассортимент, подобного которому в Казани больше ни у кого нет» |
СЕКРЕТЫ БАУМАНСКОЙ БРУСЧАТКИ
— Давайте поговорим о брусчатке. Какие есть особенности в этом сегменте?
— Сваи в землю забил, и их уже не увидишь, а брусчатка всегда на глазах. У меня уже привычка, приезжаю в Европу и сразу смотрю под ноги: как там брусчатка уложена, как выглядит. Фотографирую, дети тоже фотографируют. Потом некоторое из подсмотренного внедряем в производство. Хочется, чтобы наш мир стал более красивым, асфальт под ногами надоел уже. Взять другие города, например, Нижний Новгород — такой же город по бюджету и количеству жителей, но потребление брусчатки там в разы больше, чем у нас. Дело в менталитете.
— Самая знаменитая брусчатка в Казани — на Баумана. Знаю, что она производства казанской фирмы «Коламбия».
— Баумана — это их работа, но не вся. Моя компания «Фатум» изготавливала и мостила брусчатку на участке от Чернышевского до Кремля. Необычно, что пришлось укладку на Баумана выполнять зимой, с помощью парников. А я сам пришел в бизнес из армии, отучившись в казанском танковом училище и дослужившись до командира роты. Поэтому танкистов знакомых было очень много, и мы укрывали «парники» исключительно танковым брезентом (смеется).
— Есть другие примечательные места Казани, где также ваша брусчатка?
— К Универсиаде занимались благоустройством возле новой чаши загса. Также укладывали брусчатку на перроне центрального железнодорожного вокзала, на перроне и площадке возле нового Северного вокзала, поставляли ее для нового здания КАИ... Все не перечислить, мы очень хорошо поработали. У нас же есть и дилеры, про которых мы и не знаем, для каких объектов они материал забирают. Много частных клиентов. Мы даже умудряемся с нижнекамскими поставщиками конкурировать, хотя доставка, конечно, сильно «съедает» прибыль.
— Кто ваши заказчики среди крупных строительных компаний?
— По брусчатке среди наших клиентов есть «КамГЭСстройснаб», «Маг-Строй», «Арт Альянс», другие.
— Есть какие-нибудь уникальные особенности производства вашей брусчатки?
— Мы всегда стремимся работать только с современными технологиями. Брусчатку мы производим только методом вибропрессования, что дает возможность выпускать очень широкий ассортимент, подобного которому в Казани больше ни у кого нет. Мы даже стали немножко заложниками этой ситуации. Если раньше человек приходил и выбирал между двумя видами в течение пяти минут, то сейчас уже час-полтора клиенты не могут определиться, на чем остановить свой выбор.
— На каком оборудовании работаете?
— У нас все оборудование российского производства, но из сегмента дорогого и конкурентоспособного оно сопоставимо с зарубежными аналогами.
— Где же в России производят качественное оборудование?
— Тульские оружейники нам помогают. Конечно, это не оружейное производство, но тульские мастера имеют глубокие технические корни, и Левша оттуда родом, там очень сильный потенциал. Оборудование мы скрупулезно подбирали, объезжая множество действующих производств. Разговариваем не с самим производителем, а с людьми, которые эксплуатируют эту технику. Не берем никогда сразу, ездим, смотрим, изучаем.
«У нас уникальное оборудование по сваям, это особая наша гордость, производство запустили в прошлом году, и оно уже вышло на одно из первых мест в республике» |
«МЫ ХОТИМ ВОЗОБНОВИТЬ КАРКАСНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»
— Ваше свайное производство в прошлом году оказалось под угрозой сноса из-за желания исполкома установить сервитут на этом месте для строительства дороги. Мы об этом подробно писали. Сейчас что происходит?
— Все кончилось хорошо. Мы проиграли первую инстанцию, но Верховный суд РТ встал на нашу сторону, и его постановление уже вступило в законную силу. В итоге, по нашим данным, исполком не собирается его обжаловать, и эта не нужная людям общественная дорога посреди промзоны не будет построена.
— Почему решили заняться производством свай?
— Давно уже была идея выйти на этот рынок — двигаться к более сложным вещам. Сваи — уже более ответственное производство, на них стоят дома, это начало любого строительства. Мы также привлекли для запуска производства одного из крупнейших специалистов в данной области — Юрия Андреевича Демьяненко. Подтолкнуло и то, что по соседству с нашими производствами освободилось помещение.
— Есть заказы для крупных республиканских строек?
— Сваи у нас покупают для крупных строительных объектов: «Салават Купере», «Иннополис», очень непростой заказ мы получили от ООО «ЖИК-НК» — на составные сваи в ЖК «Микрорайон №47» в Нижнекамске.
— Кто ваши основные конкуренты по производству свай?
— Это подразделения крупных строительных компаний, имеющих собственное производство. Это и структура «Ак Барс Девелопмента», также производят сваи «Кулонстрой», «Фон», ПСО «Казань», ЖБИ «Казань», «Рафф», «Промышленные технологии».
— В чем ваше отличие от их производств?
— У нас уникальное оборудование по сваям, это особая наша гордость, производство запустили в прошлом году, и оно уже вышло на одно из первых мест в республике. В процессе подготовки я за месяц летал раз 7 - 8 в разные точки страны, чтобы увидеть удачные примеры организации данного бизнеса. В Казани я ни у кого не видел подобного стенда, в Чебоксарах есть несколько штук. Смотрите, большинство старых заводов работает по старинке: опять старые металлические формы, которые позволяют выпускать ограниченный ассортимент. Мы же взяли, подчеркну опять-таки, отечественное оборудование из Питера, которое позволяет делать на одних и тех же площадях любую номенклатуру свай. И разной длины, что многие другие не могут себе позволить. Они не могут выйти из своих шаблонов. Мы же можем регулировать: оборудование «раздвигается», ставится так, как необходимо для заказа. Оно работает как конструктор. Это как грамотный повар, используя сковородку может сделать множество блюд, вот и на нашем оборудовании также можно выпускать совсем разные «блюда». Так, в этом году мы планируем запустить дорожную плиту. Там же можно делать и плиты перекрытий, выпускаем нестандартные плиты лоджий, балконов и т.д. Можем даже делать составные сваи — редко кто их делает. Составные — это когда длина сваи превышает допустимые по ГОСТу. Одиночная свая — максимум 13 - 14 - 16 метров, а здесь можно достичь глубины в 20 метров. Делается две сваи, одна из которых вставляется, а потом к ней приваривается вторая. Они нужны если на местности не очень хороший грунт.
— Наверное, из-за длины они могут понадобиться, если в Казани соберутся строить небоскребы вроде «Лазурных небес»?
— Здесь больше зависит от того же грунта. Жалко, что мы не запустили производство подобных свай до строительства стадиона «Казань Арена». Они там были нужны, и их искали. Не знаю, в конце концов, откуда привезли. Плюс к этому мы можем делать сваи сечения «40 на 40». Которые, пожалуй, в Казани тоже кроме нас никто не сможет сделать.
— По себестоимости оборудование для ваших «неформатных» изделий, наверное, выходит дороже?
— Нет. И быстро монтируется, за месяц мы смонтировали. По ФБС одна наша машина заменяет такой парк форм, что, думаю, если старое оборудование для производства такого ассортимента стоит где-то 8 миллионов рублей, то мы купили его за 3. Оно и дешевле, и менее металлоемкое, и более технологичное.
— Бывают ли сезонные падения спроса на сваи?
— На сваи нет, их и зимой можно забивать. Тарированный цемент зимой падает практически полностью. Также «мелкоштучка». Потому что зимой для укладки нужны большие сопутствующие затраты.
![]() |
«Мы всегда стараемся брать такое оборудование, которое находится на шаг впереди» |
— Какую долю в вашем производстве сейчас занимают сваи?
— Сваи — 70 процентов, брусчатка — 20. Делаем еще и фундаментные блоки. Там тоже используется похожая схема: не обычная сушка в формах, а машина, которая едет по площадке и формует эти блоки. Нет шаблона, и можно отрегулировать размеры так, как нужно. И у нас производительность после покупки нового оборудования увеличилась в 5 - 6 раз, причем задействовано гораздо меньше людей. Мы выпускаем где-то 80 - 100 блоков в смену. В результате получается точная геометрия и огромный ассортимент.
Мы всегда стараемся брать такое оборудование, которое находится на шаг впереди. Может, потому что я не имею строительного образования и взгляд не зашоренный. Когда со сторонними производственниками разговариваешь, видишь, что они все привыкли делать в формате советских времен. Наши технологи тоже спорят, сначала говорят, что работать не будет, а потом, увидев результаты, соглашаются с тем, что надо идти в ногу со временем.
— Вы сказали, что намерены в будущем работать и как строители. Какие новые методики собираетесь применять?
— Почему-то в Казани все привыкли к монолиту. Мы хотим возобновить каркасное строительство, из сборного железобетона, которое и сейчас более развито и в России, и по всему миру. Это более прогрессивная технология, чем монолит. Это как в советские времена, когда на месте, используя ригеля, балки, колонны, как конструктор, из бетонных конструкций собирали дом.
Монолит же не совсем оптимален из-за климатических условий. Так, чтобы заливать монолит зимой — надо все прогревать. Но как качественно это смогут сделать? Смогут ли подать качественный бетон? А когда дом собирается из каркаса, это уже проверено, потому что мы знаем, что его сделали в заводских условиях, ОТК проверил качество. И потом из этих колонн в любое время года и быстрее собирается каркас.
Когда мы дойдем в своем развитии до стадии строительства, а для этого осталось научиться делать плиты перекрытия, у нас есть мечта взять участок земли и построить своими силами сборный каркасный дом. И все это можно делать на нашем оборудовании, на котором мы делаем еще не самые сложные изделия, не используем все их возможности.
— А какое самое необычное ваше производство?
— Мы еще занимаемся изготовлением ледяных скульптур. Жаль, но Казань пока проигрывает в этом направлении многим городам в отношении спроса. Основные заказчики — Оренбург и Сургут. И, например, Самара больше берет фигур, чем Казань, там люди креативнее, мягче и раскрепощеннее. Но к нам это тоже придет.
Но ледяные скульптуры — это скорее хобби, не бизнес. Денег практически не приносит, но для души очень интересно работать. Заказывают скульптуры — от самоваров и лебедей до барных стоек. У нас есть несколько специальных художников и скульпторов. В основном такие скульптуры заказывают на банкеты, свадьбы.
«Хочется сделать мир более красивым. Это, конечно, приземленная красота, но очень впечатляющая. Согласитесь, идти по серому асфальту и по Баумана с брусчаткой — это две разные вещи» |
ИДТИ ПО СЕРОМУ АСФАЛЬТУ И ПО БАУМАНА С БРУСЧАТКОЙ — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ
— Расскажите немного о себе.
— Родился я в Казани. Окончил казанское танковое училище в 1986 году. В 1992 году настали такие времена, что я решил уволиться из армии. Пришлось заниматься бизнесом. Жизнь заставила. Построил своей семье дом, так как очередь на жилплощадь была очень большой. Так и увлекся строительством.
— Свой бизнес сразу открыли или у кого-то поработали сначала?
— Нет, сразу открыл свой бизнес, после армии я уже наемным работником нигде не работал.
— И решили идти в строительство?
— Да, но попробовал не только его. В одно время занимались транковой связью — у нас была одна из самых больших в России сетей, если помните, тогда еще были такие кнопочные радиостанции. Потом перешел в сферу брусчатки... Повлияло то, что я в детстве окончил художественную школу. Хочется сделать мир более красивым. Это, конечно, приземленная красота, но очень впечатляющая. Согласитесь, идти по серому асфальту и по Баумана с брусчаткой — это две разные вещи.
— Какие у вас есть хобби?
— Периодически дома рисую, когда есть время и желание. Любительский бильярд. Охотой и рыбалкой не увлекаюсь, потому что, хотя и пробовал, это не мое. Люблю путешествовать с семьей на машине. Объездили очень много, в Европу раз пять катались, в прошлом году доехали до Амстердама. Именно автомобильные путешествия — очень интересный вид туризма, когда видишь несоизмеримо больше, чем когда едешь несамостоятельно. В нынешних условиях будем ездить по России. Такой курс евро, что однозначно на этот год запланировали поездку по нашим местам, на Черное море. В Крым тоже надо будет обязательно съездить, но когда мост построят. Тяжело там с переправой, но мы готовы им помочь, отправить туда сваи, если надо (смеется).
— И наш традиционный вопрос: назовите три своих секрета успеха.
— Мне помогают навыки, которые приобрел в армии. Там тоже приходилось с людьми работать, а ведь у каждого человека свой характер, и надо найти свой подход. Иногда приходится, конечно, применять и армейские методы. Без этого не обойтись, когда человек не совсем понимает, что мы от него хотим. Невозможно построить по ниточке, но пытаемся дисциплинировать. Также надо быть в курсе новых веяний в своей области, чтобы выбрать из них эффективные пути. А самое главное, я считаю, это порядочность в отношениях с партнерами, клиентами, подчиненными.
Визитная карточка компании
ООО «Цементоптторг-СтройСервис» (данные из системы «Контур-Фокус») специализируется на производстве изделий из бетона для использования в строительстве; оптовой торговле материалами для остекления; на оптовой торговле лакокрасочными материалами.
Директор — Марсель Гилязов.
Учредители — Андрей Шишикин (67% доли в УК компании), Марсель Гилязов (33%).
Выручка компании на конец 2013 года — 51,4 млн. рублей.
Визитная карточка руководителя
Марсель Гилязов родился 25 июля 1965 года в Казани. Окончил (1982 - 1986) Казанское высшее танковое командное краснознаменное училище имени президиума Верховного Совета Татарской АССР.
1982 - 1992 — служба в армии, закончил службу в должности командира танковой роты.
1992 - 2010 — учредитель OOO «Фатум».
2010 - по настоящее время — ООО «Цементоптторг-СтройСервис», соучредитель и генеральный директор.
Женат, четверо детей и внучка.