В 2010 ГОДУ В КАЗАНИ ПРОЙДЕТОЧЕРЕДНОЙ ИСЛАМСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ САММИТ
Подготовка к международному саммиту исламского бизнеса и финансов, который состоится в Казани в 2010 году, начинается уже сейчас. Инвесторы исламского мира и предприниматели Татарстана обсуждают совместные перспективные проекты. Пока же самое время подвести итоги саммита-2009. О них газете «БИЗНЕС Online» рассказал руководитель оргкомитета саммита, директор Российского центра исламской экономики и финансов при Российском исламском университете, генеральный директор ИФК "Линова" Линар Якупов.
МЫ ЗАЛОЖИЛИ ФУНДАМЕНТ НА БУДУЩЕЕ
- Линар Габдельнурович, какова была главная цель саммита?
- Показать, что у исламского бизнеса в России должна быть отдельная площадка для обсуждения вопросов и перспектив его развития. Для иностранного мира саммит стал открытием – они услышали наш бизнес. Большинство иностранных бизнесменов, когда я их провожал, отмечали свою заинтересованность начать проекты в Татарстане, говорили, что в следующем году привезут побольше своих партнеров. Проекты обсуждались разнообразные – инновационные, технологические, инвестиции в недвижимость, производство, сферу услуг. Показателем того, что саммит состоялся, стало принятие его участниками резолюции о необходимости ежегодного проведения данного мероприятия.
- Кто принимал участие в саммите?
Фактически мы попытались сделать мероприятие, которое бы рассматривалась международным бизнесом как площадка для тесного взаимодействия, налаживания контактов, определения проектов, дальнейших действий в России. Очень много разговоров было о том, что существует некий информационный вакуум – как и чем апеллировать к бизнесу в Российской Федерации? У них есть желание узнать, как строится бизнес в нашей стране, а у нас – как вести дела в исламском мире. Хотя у многих нет понимания того, что такое исламский бизнес и исламские финансы. Для этого на саммите мы сделали академическую часть – чтобы дать более глубокие знания о том, что такое исламский бизнес.
МЫ НИКОМУ НЕ ОБЕЩАЛИ, ЧТО БУДЕМ РАЗДАВАТЬ ИНВЕСТИЦИИ
- В качестве итогов саммита можно говорить о каких-либо подписанных договорах?
- Любой контракт – это кропотливая работа. Даже российским компаниям иногда требуются годы для налаживания между собой хороших взаимоотношений. В данном случае, вообще никаких ожиданий по подписанию договоров и контрактов не было и быть не могло. Потому что нужно было сначала запустить эту площадку.
Но, тем не менее, отрадно, что один важный документ был подписан в рамках саммита – протокол о намерениях создать Исламскую инвестиционную компанию в Татарстане. От республики в подписании протокола участвовал премьер-министр РТ Рустам Минниханов, от Исламской корпорации Исламского банка развития – ее директор и генеральный управляющий Халед аль-Абуди. Компания будет работать не только на республику. Любой интересный российский проект будет рассмотрен и по мере прибыльности получит инвестиции. Планируется, что компания начнет свою работу к концу этого года.
- Сегодня нормы шариата и российское законодательство слишком разнятся в части ведения бизнеса. Возможно ли начинать сотрудничество по проектам в таких условиях?
- Конечно, возможно. Это вопрос из разряда – стакан наполовину полон, или наполовину пуст. Позиция тех людей, кто считает, что стакан наполовину полон – пора начинать что-то делать в рамках имеющегося российского законодательства.
Сегодня многие только и говорят об исламском банкинге, но это лишь один из инструментов исламской финансовой системы. Есть много других вариантов, например, кооперативы - пожалуйста, запускайте. Никакого противоречия с исламской этикой нет. Инвестиционные компании – работайте. Лизинг – никаких преград. Это маленькие шаги, с которых следует начинать. Когда мы дойдем до того уровня, что все механизмы российского законодательства будут применены, мы скажем – вот результаты, и для роста в законы нужно внести такие-то изменения.
Сейчас лидеры государства призывают – давайте искать альтернативные финансовые системы. Исламские принципы ведения бизнеса, я считаю, является тем инновационным подходом, который нам надо изучать и использовать в дальнейшем. Никто не говорит, что результаты будут в одночасье. Мы никому не обещали, что на саммите будем раздавать инвестиции. Деньги приходят туда, где для них созданы условия. Сейчас мы обрабатываем землю и раскидываем удобрения, чтобы можно было сеять.
У РОССИИ ЕСТЬ СВОЙ СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
- Почему существует такой интерес к исламскому банкингу?
- Во-первых, никогда ни в России, ни в республике не существовали банки в том виде, в котором они появились у нас последнее десятилетие. Наш бизнес в своем развитии никогда не надеялся только на банки. Были кассы взаимопомощи, были инвесторы. Мы слишком зациклились на банках. Мол, нет их - нет и экономики. Это не так.
Во-вторых, говоря об исламских принципах ведения бизнеса, мы не должны иметь в виду только иностранных инвесторов. У России есть большой скрытый потенциал – это средства тех людей, которые не несут деньги в банки. Сейчас важнее не говорить об изменениях в законодательстве, а постараться использовать этот незадействованный ресурс. Нет ничего лучше сбережений населений – это самые длинные деньги. Если мы сможем привлечь их в рамках исламской финансовой системы, и их же инвестировать в развитие страны, не нарушая российское законодательство и нормы шариата, тогда мы выйдем на тот уровень, когда инвесторы сами будут приходить.
- Линар Габдельнурович, какие ваши шаги в дальнейшем?
- Мы хотим, чтобы к следующему саммиту, который также состоится в середине июня, участники с иностранной стороны познакомились с нашими инвестиционными проектами. А наша сторона изучила их возможности, посмотрела, какие партнеры им более комфортны. Проведем большую подготовительную работу, итогом которой и станут подписанные контракты. Информация о проектах и потенциальных инвесторах будут представлены на сайте www.kazansummit.ru.
Философия саммита – бизнес для бизнеса. Если бизнесмены поймут, что саммит нужен, будут финансировать его и пользоваться услугами – только в этом случае у него есть основание стать ежегодным. Только те бизнесмены добьются больших результатов, которые будут готовы на понимание этой бизнес-этики. Будут готовы изучить культуру, нравы той или иной нации. То, что в европейском мире называется бизнесом, в исламе - "человеческими взаимоотношениями". Не будет инвестиций и сотрудничества компаний без понимания между людьми.
Диалог, я считаю, установлен. Иностранные участники, уверен, будут рассказывать о российском и татарстанском бизнесе у себя в стране. Казань должна стать той отправной точкой, где исламская финансовая система будет зарождаться в России.
Владимир Казанцев