Сегодня в громком «деле ОБНОН» снова возник резкий поворот, причиной которого стали новые заявления наркодилера Олега Кучаева, сделанные им в Вахитовском районном суде. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как Кучаев, обвинив в последнем слове в инкриминируемых ему преступлениях сотрудников ОБНОН, сегодня неожиданно признал свою вину, фактически отказавшись тем самым от показаний против офицеров полиции. Как известно, на этих показаниях в основном и строится «дело ОБНОН», ставшее яблоком раздора между силовыми ведомствами — МВД по РТ и республиканским управлением Госнаркоконтроля. Как ожидается, завтра Кучаеву будет вынесен приговор.
Признание вины Олегом Кучаевым можно рассматривать как отказ от обвинений, на которых фактически строится основной костяк «дела ОБНОН» |
СЮРПРИЗ ОТ РЕЦИДИВИСТА
Сегодня судья Вахитовского районного суда Лилия Галимова продолжила рассмотрение уголовного дела в отношении рецидивиста Олега Кучаева. Напомним, в громком процессе, который, как лакмусовая бумажка, демонстрирует состояние дел в «войне компроматов» между Госнаркоконтролем и МВД, произошел резкий поворот после прений. Представитель прокуратуры попросил назначить Кучаеву максимальное наказание — 16 лет лишения свободы. Подсудимый, который заключил досудебное соглашение со следователями УФСКН, изобличив в своих показаниях сотрудников ОБНОН, рассчитывал, что ему это зачтется. Но прокуратура, по всей видимости, не стала принимать во внимание разоблачающие показания — это позволило говорить о том, что команда Фаяза Шабаева сдает позиции в негласном конфликте, так как не может защитить своего «агента».
В последнем слове Кучаев устроил небольшой демарш, заявив о том, что все преступления, ему инкриминируемые, он совершил под давлением сотрудников ОБНОН. Тем самым он фактически снял с себя всю ответственность и отказался признавать вину. В свете этих событий судья вынуждена была возобновить судебное следствие, которое уже вышло на финишную прямую. Ожидалось, что сегодня суд примет решение об отмене особого порядка и будет рассматривать уголовное дело в общем порядке.
Но Кучаев снова устроил сюрприз, которого никто не ждал. Судебное заседание началось с того, что подсудимый отказался от ранее заявленного ходатайства, в котором он просил предоставить ему для ознакомления материалы уголовного дела в отношении офицеров полиции. Тогда судья вновь поинтересовалась, ясна ли подсудимому суть предъявленных ему обвинений, получив утвердительный ответ.
— Согласны ли вы с предъявленным вам обвинением? — спросила судья.
— Согласен...
— Вам понятно, что такое особый порядок рассмотрения уголовного дела?
— Понятно...
— На рассмотрении дела в особом порядке настаиваете?
— Настаиваю... Можете выносить приговор.
«ДЕЛО ОБНОН» ЛИШИЛОСЬ ГЛАВНОГО СВИДЕТЕЛЯ
Таким образом, показания Кучаева против сотрудников ОБНОН не будут отражены в его уголовном деле. Остается только догадываться, насколько это большая удача для сотрудников МВД, которые в настоящее время находятся в московском СИЗО. Выходит, если Кучаев признает вину, полицейские будут отведены от удара — его признание вины можно рассматривать как отказ от обвинений, на которых фактически строится основной костяк «дела ОБНОН».
При этом сегодня прокуратура, которая проигнорировала досудебное соглашение и показания подсудимого против сотрудников МВД, снова настаивала на максимальном наказании, попросив суд лишить Кучаева свободы на 16 лет. Адвокат Кучаева, впрочем, напомнила судье о том, что приговор можно смягчить, так как рецидивист признает вину, сотрудничал со следствием и заключил досудебное соглашение. Сам подсудимый, перед тем как судья ушла в совещательную комнату, сказал, что просит назначить самое мягкое наказание из возможного.
Окончательную точку в этом деле суд поставит завтра — сможет ли судья, назначая приговор, учесть показания Кучаева против сотрудников ОБНОН, если они даже не фигурируют в материалах уголовного дела?
Справка
«Дело ОБНОН»
О «деле ОБНОН» стало известно 29 ноября 2013 года, когда следственный комитет РФ по РТ сообщил о задержании четырех высокопоставленных сотрудников полиции. Речь шла о начальнике отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УУР МВД по РТ Андрее Алексееве, его коллеге по Казани Дмитрии Андриенко, заместителе начальника управления — начальнике полиции УМВД России по Казани Руслане Халимдарове и старшем оперуполномоченном отдела по борьбе с наркотиками Марате Садыхове. Вскоре им предъявили обвинение по ряду статей, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также обвинение в должностных преступлениях. В задержании полицейских главную роль сыграли командированные из Москвы спецназовцы из службы безопасности МВД России и сотрудники следственного комитета.
После того как адвокаты фигурантов дела в декабре признали возбуждение уголовного дела незаконным, дело началось с нуля — следственный комитет России принял решение об изъятии уголовного дела из разработки местных следователей и передаче его в производство главного следственного управления СК России.
Вместе с этим адвокаты задержанных обнародовали скандальное видео, на котором задержанный за сбыт наркотиков рецидивист Олег Кучаев, на основании показаний которого были задержаны сотрудники МВД, рассказывает о методах работы Госнаркоконтроля. Сотрудники этого ведомства, по его словам, в борьбе за результативность искусственно создают и «крышуют» группировки, которые занимаются сбытом наркотиков в особо крупных размерах. Этот обнародованный компромат фактически подтвердил версию о том, что «дело ОБНОН» разворачивается на фоне негласной борьбы ведомств Артема Хохорина и Фаяза Шабаева.
В настоящее время Алексеев, Андриенко, Садыхов и Халимдаров отстранены от занимаемых должностей и, согласно решению Басманного суда Москвы, принятому в июне этого года, находятся под стражей.
В октябре в Вахитовском районном суде Казани начался суд над Кучаевым, а 29 октября был задержан и помещен под арест до 13 декабря бывший начальник оперативной службы УФСКН РФ по РТ Юрий Казакулов.