«У нас нет этой культуры, чтобы, когда бизнес начинают два человека, зафиксировать юридически, кто чем занимается, как делятся деньги, кто за какой участок отвечает. Даже когда родственников берем на работу, мы заключаем типовой договор, болванку. А дальше родственники начинают выбрасывать разные фортеля», — подчеркивала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова на выездном заседании всероссийского семейного совета в Казани. На тренинге для предпринимателей она учила избегать ошибок в семейном бизнесе и правильно решать конфликты. О том, какая опасная тенденция подбирается к российской молодежи из-за границы, почему нельзя дарить бизнес детям и как воспитать в них предпринимательский дух, — в материале «БИЗНЕС Online».
ТПП РФ уже 7 лет продвигает идею семейного предпринимательства и его закрепления в федеральном законодательстве
С супругами решать на берегу, а дарить бизнес детям нельзя
«Нас разрушают сотрудники, внешняя среда, административное давление, конкуренты, партнеры, которые не вовремя выполняют свою работу. У нас очень много вызовов, и так не дающих нам внутренний баланс поддерживать. Если еще внутри семьи начинаются эти центробежные силы: недоверие, теряется взаимопонимание… Человек на определенном этапе понимает, что очень тяжело вести свой бизнес дальше», — рассуждала на прошлой неделе в Казани вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова. О том, как разрешать конфликты в семейном бизнесе, воспитывать в детях продолжателей семейного дела и работать единой командой, она рассказала в рамках выездного заседания всероссийского семейного совета. Одним из слушателей тренинга стал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Напомним, ТПП РФ уже 7 лет продвигает идею семейного предпринимательства и его закрепления в федеральном законодательстве. По подсчетам ТПП России, сейчас больше 74% предприятий малого и среднего бизнеса в стране — это семейные компании. Речь о тех организациях, в которых заняты два и более члена одной семьи. При этом законодательно не урегулировано до сих пор, что такое «семейный бизнес», нет и профильных мер поддержки. По итогам мероприятия палата заручилась поддержкой республики. Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин пообещал поднять вопрос в Госдуме. Впрочем, пока тема не урегулирована и в самом Татарстане.
Несмотря на то что в законе «семейного бизнеса» нет, на деле таких организаций много. И у них своя специфика. Внутри семей нередко возникают ситуации, которые мешают вести дело и вызывают конфликты. Иногда родственники недовольны своим положением на предприятии или зарплатой, привела пример Дыбова.
Отдельный вопрос — это взаимоотношения супругов в семейном бизнесе. «Мы выяснили, что очень много компаний у нас — это индивидуальные предприятия, зарегистрированные либо на жену, либо на мужа. И тогда получается, что вторая сторона [формально] не принимает участия, поскольку юридические права никак не оформлены. Либо зарегистрирована у мужа своя компания, у жены своя. Конструкции достаточно разнообразные, но все они, к сожалению, несут в себе определенные юридические риски, психологические», — отметила вице-президент палаты.
Несмотря на то что в законе «семейного бизнеса» нет, на деле таких организаций много. И у них своя специфика
Поэтому очень важно грамотно выстроить отношения и лучше обговорить позиции каждого партнера на берегу. Но такая практика пока скорее исключение из правил. «У нас нет этой культуры, чтобы, когда бизнес начинают два человека, зафиксировать юридически, допустим, кто чем занимается. Как делятся деньги, кто за какой участок несет ответственность. Даже когда родственников берем на работу, мы заключаем типовой договор, болванку, и думаем, что все будет по-честному, по договоренности. А дальше родственники начинают выбрасывать разные фортеля. И получается, что только потом, когда уже разрушены все отношения, мы начинаем понимать, что надо было расписать, как вообще эта история работает», — подчеркнула Дыбова. То же касается и случаев, когда в бизнесе вместе работают родители и дети. Нужно заключать договор, в котором подробно прописана роль нового партнера.
Это поможет избежать множества вопросов. Те, кто создает бизнес с нуля, и те, кто приходит в него, платят разную цену. Первым приходится от многого отказываться: от отпусков, выходных, личной жизни. У детей, которые заходят в дело, ситуация другая. Фактически они приходят на все готовое. От того и ценность бизнеса для поколений совершенно разная.
Нередко возникают споры о том, как передать бизнес детям. Пример: мать хочет выйти из дела и две дочери задействованы в нем, а третья — нет. «Первая мысль, которая может вот здесь возникнуть, обывательская — это всем разделить поровну. Но мы с вами понимаем, что это невозможно, потому что у тех двоих, кто в бизнесе, сразу возникнет вопрос: а чего это мы две пашем с утра до ночи, а этой достанется все просто так? Она в бизнесе не участвует и своими делами занимается. Поэтому просто отдавать дело нельзя. Мы знаем тысячу примеров, когда бизнес подарили и он был разрушен. Почему? Ценности нет!» — восклицала Дыбова.
Так что без подарков. «Не надо ничего дарить. Бизнес нужно детям продавать. Это может быть договор долгой рассрочки, особые условия продажи, но они должны его выкупить. И когда за бизнес платят, ценность бизнеса уже становится совсем другой», — наставляла Дыбова. К тому же, если дело продано, родители уже не смогут вмешиваться, поскольку дальше это зона ответственности ребенка.
Конфликтных ситуаций в семейном бизнесе может возникнуть великое множество, но нужно находить решения
6 способов, которые помогут избежать конфликта
Недопонимание и ссоры в семье можно сравнить с заломами на бумаге, которые полностью разгладить уже не выйдет. Мать может простить обиды по отношению к детям, а что касается отношений между супругами, иллюзий питать не стоит. Дети также не умеют забывать обиды. Словом, конфликтных ситуаций в семейном бизнесе может возникнуть великое множество, но нужно находить решения. «Мы с вами должны научиться сделать так, чтобы в наших отношениях хотя бы внутри семьи (а в идеале еще и с внешним миром) вот этих заломов было как можно меньше», — подвела Дыбова к следующей части лекции.
Что же делать? Для ответа на этот вопрос спикер обратилась к классике конфликтологии.
Самый лучший способ избегать конфликтов — переходить на шутку. «Это идеальное качество. Есть люди, которые этим обладают. Есть те, кто просто выработал такое правило игры: внутри себя в семье надо понимать, что приближается взрыв, и, когда хочется убить, лучше пошутить, чтобы не допустить обострения».
Избегайте оскорблений. «Это аксиома, которую мы все знаем, но не всегда можем ее преодолеть. Иногда гнев пересиливает все вообще, мозг выключается и начинается то, за что потом будет очень обидно», — заметила спикер. Поэтому стоит выработать «стоп-сигнал», после которого все должны понять, что пора прекратить выяснять отношения. Иначе «начнется неуправляемая атомная реакция».
Уединяйтесь. В бизнесе много негативных моментов. Например, был напряженный разговор с клиентом или платежи не прошли. И приходится возвращаться домой с негативным настроем. «Нужно дать себе паузу в 10–15 минут. Потому что нет таких гениальных людей, которые за одну минуту переключаются. Меня давили со всех сторон, вообще душу вынимали, а тут я такая — раз, и уже любящая мама или жена. Нет, нужно время. Надо дать возможность всем побыть друг без друга, чтобы переключить картинку».
Возьмите на себя ответственность за ссору. «С нас не убудет, если мы возьмем и скажем: „Да, ты прав!“ Это очень сильно гасит конфликт. Отдайте это, будьте умными. Не ведитесь на выяснение, кто умнее, сильнее, креативнее, кто вообще главный. Самое важное — отдать лидерство. Вы его возьмете потом, в спокойной обстановке, когда у всех будет нормальный мозг и получится разобраться, кто виноват, что не сделано», — объясняла Дыбова. Она обратилась к собственному опыту — во всех ссорах супруг всегда признавал свою вину. «Я понимала, что конфликт не разрешен, что все проблемы остались. Но сказать после этого я ничего не могла», — смеялась коуч. Она оговорилась, что такой метод применим только внутри семьи и не стоит использовать его во взаимоотношениях с партнерами или сотрудниками.
Оставайтесь спокойными. Это совет больше философский, призналась Дыбова. Потому что не каждый может себя сдержать. А иногда и, наоборот, стоит выплеснуть эмоции. «Но то, что холодный разум помогает разрешить конфликт, — это точно», — подчеркнула лектор.
Говорите по одному. С опытом порой уже заранее знаешь, что дальше скажет ребенок или супруг, но все равно нужно дать им возможность выговориться. «Это правило: никогда не начинать, не выслушав до конца, до восклицательного знака. Это сложно, но подобному нужно учиться», — наставляла вице-президент ТПП РФ.
Часто представители молодого поколения совершенно не заинтересованы в ведении бизнеса и не соблюдают субординацию
«Дети должны приходить в бизнес с низов — грузчик, вахтер, водитель, домработница, уборщица»
Но самый действенный способ избежать конфликта — устранить его источник. Найти основные причины конфликтов поколений в семейном бизнесе коуч предложила участникам тренинга.
Среди озвученных: разные взгляды на ведение бизнеса и распределение доходов, недоверие, борьба за лидерство, различное отношение к ценностям. Привести к выяснению отношений может выгорание старшего поколения и нежелание что-то делать у младшего. Еще один камень преткновения — разное отношение к рискам. «Кто-то прям кожей боится, ощущает, чувствует, что компания может разрушиться. А кто-то относится по-другому: „Да подумаешь, там налоговая проверка 8-й раз вынула документы. Ну и отдайте 9-й“», — рассуждала Дыбова.
Много конфликтов возникает по вине родителей. Часто они принуждают чад заниматься именно своим бизнесом, гиперопекают, не дают права на ошибку. Также прозвучал тезис, что старшее поколение не желает меняться. «Вы сейчас дали формулировку „выиграл-проиграл“. Давайте дадим этот же тезис, но в формулировке „выиграл-выиграл“: „Консервативный подход к ведению бизнеса“. То же самое, но формулировка не обидная», — поправила Дыбова.
Но и молодежь «хороша», заметили участники тренинга. Часто представители молодого поколения совершенно не заинтересованы в ведении бизнеса и не соблюдают субординацию. «А почему? Это очень интересный момент. Потому что дети должны приходить в бизнес с низов — грузчик, вахтер, водитель, домработница, уборщица. Не надо этого стесняться. Именно тогда вопрос субординации будет решать гораздо легче», — уверяла спикер.
Один московский предприниматель, привела пример Дыбова, приводит на планерки своего 6-летнего ребенка. «И этот предприниматель счастлив вообще до соплей: „Представляете? Они его слушают!“ Но если ребенок в 6 лет считает, что он может прийти и руководить предприятием, понимает, что он уже „генеральный директор“ всего, то ожидать, что он через 5–10 лет папу будет слушать и вообще видеть в своей орбите… Я сильно в этом сомневаюсь», — отметила Дыбова.
Нельзя ребенка сразу ставить на пьедестал. «Все надо заработать в этой жизни. Тогда и им (детям — прим. ред.) обидно не будет, потому что они сами поймут, что они добились. Они пришли, это вынесли, вытерпели, они это сделали. Ценность уже появляется совсем другая», — заметила лектор.
Да и вообще ожидать, что современный ребенок придет и увидит в родителе авторитет, не стоит. «В наше время было как? Учитель — авторитет, врач — авторитет. Сейчас авторитетов у детей в принципе нет. И рассчитывать на то, что они придут и будут в нас видеть авторитет, — это иллюзия абсолютная!» Если в прошлом бо́льшая часть базовых ценностей в детях закладывалась государством через фильмы, образование, то сейчас эту функцию родителям необходимо полностью взять на себя и «вытащить чад в свою логику», «сделать своими союзниками».
«Как только первый ветер дует не с той стороны, тут и происходят все вещи, которые начинают отношения разрушать»
«Не надо наживать себе врагов! Они у тебя появятся и так в больших количествах»
Если дело все-таки дошло до конфликта, стоит выбрать правильную стратегию. Зачастую это позиция «выиграл-проиграл», когда стороны убеждают друг друга в своей правоте. Что в итоге? «Побежденная сторона все время будет жить с мыслью, что ее аргументы были слабыми, ее не услышали, не дали возможность выразить свою позицию. Это та обида, которая поселится внутри. Поэтому такие конфликты, как правило, приводят к последующему продолжению», — отметила Дыбова. Это особенно плохо в отношениях с детьми, которых нужно растить лидерами, сильными людьми со своей позицией, точкой зрения.
Поэтому более правильная позиция в конфликте — «выиграл-выиграл». «Ведь все хорошо, пока хорошо. Но как только первый ветер дует не с той стороны, тут и происходят все вещи, которые начинают отношения разрушать. А чего это он пошел туда, а она сюда? А я работаю с утра до ночи, а он здесь работает мало», — делилась опытом Дыбова. И в таких конфликтах нужно попытаться вернуться к позиции «выиграл-выиграл», выстроить баланс и найти компромисс, когда каждый немного уступает.
Лектор вспомнила пример из личной жизни: однажды по вине помощницы по дому засох цветок китайской розы, которому было уже 20 лет. «Раньше я просто сворачивала голову. Сейчас я понимаю, что это вообще бессмысленно. Это затраты моей души, сердца. Рассказывать ей о том, что у нее руки растут не из того места, бесполезно. Поэтому первый раз ты просто снимаешь какую-то часть денег. Второй раз ты даже деньги не снимаешь, потому что она уйдет и будет тебя проклинать. Ты платишь полностью зарплату, но рассчитываешь в один день», — учила спикер.
Такой метод будет действенным даже во взаимоотношениях с сотрудниками. «Но не со всеми, — поспешила уточнить Дыбова. — Есть топ-сотрудники, от которых многое зависит в компании, основополагающие, ключевые — там другие отношения. Но в отношениях с персоналом низового уровня позиция „выиграл-выиграл“ всегда работает».
Зачем это нужно? «Не надо наживать себе врагов! Они у тебя появятся и так в больших количествах, потому что так устроена жизнь. Поэтому там, где можно не наживать врагов, наживать их вообще не надо», — поделилась она советом одного из «уважаемых руководителей страны».
Елена Дыбова: «Мы с вами должны понимать, что мы не выискиваем в ребенке таланты. Мы открываем в нем предпринимательский талант»
«Наша задача — не созерцать то чудо, которое мы родили»
Самая горячая дискуссия развернулась вокруг «детской» темы: как воспитывать своих чад и приобщать их к семейному бизнесу?
Предприниматели сошлись во мнении, что отпрыскам нужно давать возможность пробовать себя в разной деятельности и постепенно вовлекать в семейное дело. Участники предложили передавать ценности семейного бизнеса, описывая его важность и преимущества. «А вот от лозунга к практике. Что такое дает вам семейный бизнес, кроме головной боли?» — пошутила Дыбова. Но если традиции — «это очень важная история». Причем сейчас в семьях сохранилось не так много традиций, поэтому их нужно формировать заново. Как пример, делать ежегодные семейные фотографии, совместно просматривать фильмы и обсуждать их.
А вот предложение учитывать способности и таланты ребенка коуч раскритиковала. «Я вас сильно расстрою. Потому что подход учитывать способности, возможности и так далее — это подход не предпринимателя, — отрезала Елена Николаевна. — Мы с вами должны понимать, что мы не выискиваем в ребенке таланты. Мы открываем в нем предпринимательский талант. Наша задача — не созерцать то чудо, которое мы родили, а из нашего чуда сделать то, что нам с вами нужно, вылепить эту Галатею». Тем более наукой давно доказано, что можно привить любые навыки, даже научить играть на музыкальном инструменте человека, не обладающего музыкальным слухом.
Дыбова призвала «вытаскивать» предпринимательство из ребенка на самых ранних этапах. К примеру, в школе предпринимательства на базе ТПП РТ «Надежды бизнеса России» детям дали задание продать что-нибудь на Avito. И оказалось, что у всех получилось. И такие решения могут дать «потрясающий результат». «Когда мы говорим не „на тебе деньги“, а „продай, сделай и купи потом то, о чем давно мечтал“, это работает. Ребенок должен почувствовать, что деньги с неба не падают, их надо зарабатывать. Для этого надо постараться и что-то сделать». Можно привлечь детей вести социальные аккаунты для семейного бизнеса. Как показывает практика, у них это отлично получается, советовала спикер.
Нужно ли платить ребенку за работу в общем семейном бизнесе? Прежде всего его надо вовлекать в обсуждения по распределению бюджета, считает Дыбова. Ребенок должен понимать, что не всегда все «хотелки» исполняются. «Не так, что ты свои 10 рублей заработал и пошел. Очень важно, чтобы он почувствовал себя частью этой истории. Чтобы он понимал, что он тоже статья расходов. Что приоритеты в семье расставляются в соответствии с задачами бизнеса», — разъяснила она. А если ребенок хочет заработать больше, то стоит обсудить с ним варианты, как это можно сделать.
«Вы никогда в жизни не перебьете вот эти мечты о халявных, дармовых деньгах. А нужно, чтобы ребенок мечтал попасть в ваш бизнес»
«Как только вы ему дадите мечтать, Блиновская победит!»
Стоит прислушиваться к ребенку, спрашивать, о чем он мечтает, чего хочет, предположили в зале. «Я вообще даже не понимаю, вы каких предпринимателей собираетесь вырастить вот с этими вашими посылами? „А что ты хочешь?“ — „А я хочу работать час в день и ничего не делать“. Нет! Где слово „надо“?! — вопрошала Дыбова. — Как только вы ему дадите мечтать, Блиновская (речь о блогере, основательнице «Марафона желаний» Елене Блиновской, — прим. ред.) победит! Потому что вы никогда в жизни не перебьете вот эти мечты о халявных, дармовых деньгах. А нужно, чтобы ребенок мечтал попасть в ваш бизнес».
Спикер рассказала об опасной тенденции, которая уже зародилась среди молодежи за рубежом: дети не хотят ни учиться, ни работать, «они вообще ничего не хотят». Поэтому нужно менять идеологию, взывала Елена Николаевна. «Почему мы на форум семейного бизнеса приглашаем власти и говорим: „Товарищи, корректируйте государственную политику, скоро никто работать не будет, не захочет. Посмотрите, что делается, какие процессы вокруг!“» — восклицала она.
Дыбова привела в пример мужчину, который за свои 50 лет больше года нигде не проработал, потому что искал работу, на которую будет ходить как на праздник. «Поймите, что, когда вы на работе состоитесь как профессионал, в вашей работе будет праздник. Но для этого надо сначала состояться!» — распалялась Дыбова. И это нужно объяснить детям. И как можно раньше показать ребенку, что у него есть «супервыбор»: стать профессионалом, влиться в семейную команду и вообще продолжить дело.
Но и сильно «приземлять» детей тоже не стоит. Из зала поступило предложение задавать «правильные» вопросы о мечтах ребенка. К примеру, если он планирует переехать в Москву, уточнить, знает ли он, сколько стоит квартира в столице? И вообще предложить чаду распланировать свои желания.
«А вот тут я с вами резко поспорю. Сейчас садятся, начинают задавать вопросы, писать бизнес-план. Вот ни один бизнес так выстроить невозможно! Что ни считаешь — убытки, риски, конкуренция, что ни делаешь — везде шляпа!» — возразила Дыбова. И поэтому бизнес никто начать не может. Но когда ты уже ввязался в дело, то «хочешь не хочешь включаешь мозг» и находишь новые решения.
Так и дети должны пробовать достигать своих целей, не нужно пытаться их оградить от ошибок. «Они должны ошибиться, они должны вот прям лоб себе разбить, но не насмерть (тут мы должны включиться). Пусть попробует и ошибется или выплывет. Они должны познать эту жизнь. И когда они всего добьются, будут себя уважать», — добавила спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.