1. О чем сериал

В провинциальном городе Вьюче, окруженном непроходимой тайгой, происходит убийство. Пропавшую малышку Кристи из неблагополучной семьи находят в лесном ручье с приличной дозой алкоголя в крови, причем улик за собой расчетливый маньяк не оставляет. За дело берутся опытные криминалисты, которые всеми силами пытаются противостоять злу, но сами страдают от психологических барьеров: Демидов раз за разом переживает болезненные воспоминания из детства и регулярно сталкивается с провалами в памяти, многодетный отец Зимин борется со страхом смерти, а дерзкая Лида прячет за маской уверенной в себе женщины сексуальную зависимость и нежные чувства к коллеге. Личные драмы переживают и другие герои — мать убитой девочки старается восстановиться после 7 лет алкоголизма, жена Зимина едва держится от попытки самоубийства из-за послеродовой депрессии, а дочь Демидова Лера «косит» под мальчика. Вплетая судьбы персонажей в запутанную историю убийств, авторы сериала рисуют портрет таежного городка, от которого так и веет отчаянием.

2. Оригинальность и актуальность истории

Пока зритель залпом смотрит детективные триллеры с таинственными убийствами и неуловимыми маньяками, российский продакшен не перестанет презентовать новые проекты, тем более что последние годы интерес к таким сериалам только растет — «Фишер» (2023), «Внутри убийцы» (2024), «Хрустальный» (2021) зашли на ура. Тропом «убийство в маленьком городе» тоже никого не удивишь, на ум сразу приходят десятки таких историй — один только линчевский «Твин Пикс» чего стоит.

Правда, здесь никакой мистики нет, кроме расследовательских методов Демидова с сеансами гипноза и галлюцинаций матери-алкоголички, зато с основным повествованием переплетается несколько параллельных пассажей. «Тайга» использует привычный для зрителя формат, но в то же время удачно нащупывает актуальные и даже щепетильные темы. Неблагополучные семьи нередко появляются на экранах как антипример, но здесь история выходит за рамки — после смерти маленькой дочери Коржина берет себя в руки, давая понять, что шанс на реабилитацию есть у каждого. Темами гендерной идентичности российское кино уж точно не балует, но подростковый бунт Леры раскрывается с позиции непринятия себя как женщины, которая вынуждена всю жизнь терпеть. А в качестве фона — застывшая жизнь маленького изолированного города, который может «похвастаться» лишь безработицей, низким уровнем жизни и разгулом преступности.

3. Драматургия и диалоги

Детективная история вполне типичная и порой грешит клишированными ходами и образами. Сценаристом картины выступила Гала Суханова, которая попыталась собрать острые пазлы в единую картинку. Если судить по первым четырем сериям, пока кусочки лежат врассыпную — кто еще в коробке, кто уже на полу, однако отдельные фрагменты собраны в кучу благодаря лейтмотиву насилия — физического, психологического и сексуального. Помимо расследования убийства маленькой Кристины, Демидов пытается засадить за решетку сына мэра Прохорова, который опоил и изнасиловал уже несколько девушек, но писать на него заявление пострадавшие боятся. Неприязнь вызывает и священнослужитель, который вместо божьего слова проповедует жестокое обращение с детьми, «чтоб силу знали».

В первой серии Кристина только исчезает — ищут сначала девочку, а затем уже ее убийцу. Вторая жертва появляется из ниоткуда, ее предыстория совершенно незнакома зрителю, и такая непредсказуемость интригует: а кто может быть следующим? И будет ли? Подозреваемые меняются довольно быстро — то местный дурачок при церкви Тоборчук оказывается на месте преступления, то жена Зимина странно себя ведет, то Лида намекает на то, что это сделал кто-то из оперативников. Если не читать аннотацию на стриминговом сервисе Premier, экватор сериала пощекочет нервы. Хотя страстные поклонники что книжных, что экранных детективов наверняка уже знакомы с хитрым приемом — главный «расследователь», радеющий за справедливость и гуманность, оказывается убийцей из-за собственных демонов в голове. Действительно ли детская травма настолько повлияла на Демидова, что его провалы в памяти сопровождаются похищением и расправой над девочками, зрителям вскоре предстоит узнать.

Разумеется, из уст следователя регулярно звучит чисто детективное «странно это все», дети изъясняются яснее взрослых, а некоторые действующие лица и вовсе говорят будто «по-театральному». Но в целом персонажи хорошо раскрываются за счет диалогов — полностью экспозицию не проговаривают, предпочитая вовремя замолчать и сохранить интригу.

4. Авторы сериала

В фильмографии режиссера Александра Касаткина немало энтэвэшных проектов, откуда, вероятно, к «Тайге» и перебежали шаблоны. Однако их с Натальей Назаровой «Дочь» в 2012 году получила высокие оценки критиков и удостоилась немалым количеством фестивальных наград. Причем влияние сериала более чем 10-летней давности отчетливо ощущается в сюжете новинки — провинциальный городок, серийный убийца, семейные передряги, еще и священник имеется. Только если в криминальной драме убитые были девочками 13–15 лет, к 2025 году Касаткин снижает возрастную планку, затрагивая тему детской смерти и в то же время вновь не щадя подростков, сталкивая их уже с другими угрозами.

5. Звезды каста

Актерский каст в большинстве своем собаку съел на социальных драмах, а потому чувствует себя в «Тайге» вполне уверенно. Григорий Чабан вряд ли особо известен широкому зрителю, из крупных проектов в его фильмографии — сериалы «Почка» (2021) и «Актер» (2022), однако в роли следователя Демидова он умело и ненавязчиво ведет зрителя по тропинкам расследования, постепенно открывая и своего героя. Бо́льшую часть экранного времени можно наблюдать хмурого и безэмоционального Чабана, но передать характер персонажа ему все же удается — чуткость и ранимость сквозит в искреннем желании позаботиться, помочь и спасти всех, кроме себя, как и подобает классическому герою детектива.

Марина Денисова перекочевала в психологический триллер из мелодрам на «Домашнем», из-за чего немного переигрывает, хотя ее героине — многодетной матери, страдающей от послеродовой депрессии и мыслей о суициде, — это простительно. Ее «сериальный муж» Владимир Селезнев воплощает мужской образ с суровой внешностью и страхом смертельной болезни, который он сам от себя пытается скрыть. Особый шарм картине придает криминалист Лида, излучающая феромоны и заигрывающая со всеми подряд — от смазливого молодого стажера с влечением к женщинам постарше до своего близкого друга Демидова. Но и ее судьба полна злоключений и внутренних переживаний, которые стремится раскрыть Дарья Екамасова, исполнившая роль жены русского олигарха в оскароносной «Аноре». Как персонаж нимфоманка-байкерша может быть интересна, но, вместо того чтобы показать глубину характера, Екамасова 24/7 выдавливает сексуальный голос с придыханием, даже когда рассказывает о пережитом опыте насилия.

6. Картинка

Тайгу в сериале справедливо считать мистической стихией, которая намеренно изолирует жителей Вьючи от внешнего мира и замыкает их в себе и своих страхах. Бескрайние пейзажи, выдержанные в приглушенных тонах, отдают с экрана холодом, сыростью и чувством тоскливой безысходности. Помогает им в этом урбанистический фон, на котором взгляд спотыкается о жуткие «заброшки», обветшалые детские площадки и потрепанные здания. Тандем могучего леса и унылых улиц делает местных жителей еще более уязвимыми в глазах зрителей. Добавляет драматичности оператор Елена-Александра Авдонина, то и дело оставляя главных героев в кадре один на один со своими демонами. Картина снята триллерно — без скримеров, но с напряженной динамикой. До последнего камера не показывает труп девочки, провожая взглядом несчастную семью и как бы подглядывая из-за кустов. Эффект скрытой съемки используется сполна, еще больше погружая зрителя в сюжет и уводя за собой в самую чащу.

7. Что говорит критика

Картина вызвала неоднозначный отклик у критиков. Ная Гусева (Film.ru) скептически отнеслась к новинке, назвав ее «детективом с элементами мыльной оперы», напоминающим продукт НТВ. «Первая и главная ошибка сериала — сплетение огромного количества линий, продираться через которые приходится как сквозь таежные заросли. При этом каждый из героев несет столько ярких характеристик, словно их писали по принципу „чем клишированнее, тем интереснее“, — „отчитывает“ сценариста критик. — На сегодняшний день „Тайга“ стилистически пытается встроиться в линейку изящных детективных проектов, от которых мороз по коже, но единственное, что в первых двух сериях вызывает ужас, — клишированные фразы героев и банальное повествование».

Сергей Ефимов («Комсомольская правда») так и вовсе не поскупился на упреки за «типовые клише» и шаблоны, из которых сценарист «с невинным бесстыдством» ведет повествование. «Постепенно складывается ощущение, что Гала Суханова сильно уважает эталоны жанра типа True Detective и искренне пыталась сочинить мрачную, многослойную и многоголосую композицию с подтекстами и скрытыми смыслами. Следовательский тандем в исполнении Григория Чабана и Владимира Селезнева старается как может: замечательные актеры явно пытаются отыскать глубину в своих персонажах, отчего они на две головы сильнее прочих. Почему в итоге получилось настолько ходульно, бог весть. Возможно, продюсеры настаивали на простоте и максимальной предсказуемости, планируя продать „Тайгу“ на телик. Но кажется, чуточку перегнули. „Скучно. Потерялся ребенок, а не страшно ни разу“, — вынес приговор зритель в одном из сериальных телеграм-сообществ. А с выпиленными из фанеры мертвыми девочками всегда так», — подытожил критик.

Чуть больше поддержки сериал получил от Максима Ершова («Okkолоkино»). «Едва ли „Тайга“ войдет в списки лучших отечественных сериалов года, но это достойный и неглупый триллер. Одни зрители будут спешить к концовке, чтобы узнать имя убийцы. Другие погрузятся в социальные проблемы персонажей и с интересом будут следить за второстепенными линиями, в том числе романтическими. Проект не только эксплуатирует жанр триллера про маньяков, но и чуть расширяет привычные рамки», — пишет Ершов.

«„Тайга» тем и интересна, что, пользуясь уже стандартными для отечественных детективов пейзажами и сюжетом о пропавших детях (в данном случае — девочек из неблагополучных семей), она расширяет границы жанровой нормы, — соглашается Маша Токмашева („Кино-Театр.ру“). — Тягучая атмосфера интриги усиливается за счет борьбы со стереотипами, характерными не только для популярного детективного формата, но и для общества в целом».

8. Какому зрителю адресована картина

Рейтинг 18+ намекает, что ни подросткам, ни тем более детям не стоит смотреть «Тайгу», хотя их ровесники в картине показаны довольно убедительно и на личном примере сталкиваются с тяготами жизни. Жестокие сцены насилия, убийство детей и бытовуха без прикрас не для слабонервных. Зато фанаты детективных триллеров с готовностью примут вызов режиссера и попробуют распутать клубок загадочных убийств. А ценители психологических драм обратят внимание на жизненные перипетии персонажей и определенно найдут, кому посочувствовать.

9. Где смотреть сериал и его продолжительность

Разгадать непростое дело вместе с Демидовым или просто полюбоваться таежными пейзажами можно в онлайн-кинотеатрах Premier и KION. Из 8 эпизодов можно посмотреть ровно половину, остальные будут выходить до 16 апреля. Каждая серия длится около 50 минут и в лучших традициях жанра заканчивается мини-твистом, рассчитанным на то, что зритель отложит дела еще на часок и забредет в самую чащу сериала. В общем-то, «удочка» работает, и новинку вполне можно осилить за пару вечеров.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

6 баллов из 10 возможных. Несмотря на шаблонность, «Тайгу» все же сложно записать во второсортный детектив. Расширение триллера до психодрамы с темами насилия, ментальных заболеваний и общественных пороков придает картине свежести, а величественные таежные пейзажи еще больше погружают в атмосферу. Картину определенно стоит посмотреть, если соскучились по интригующим и динамичным детективам.